Защита детей от их родителей

Защита детей от их родителей

Права ребенка


С самого своего рождения человек взят под государственную охрану. В любом своем возрасте он является членом общества. Ребенок обладает правом:

  1. Воспитываться и жить в семье.
  2. Выражать собственное мнение.
  3. Защищать собственные права.
  4. Иметь фамилию, отчество и имя.
  5. Общаться с родственниками и родителями.
  6. Получать медицинское обслуживание.
  7. Изменить фамилию и имя.
  8. Получать образование и проч.
  9. Иметь имущество.

В современном обществе, к сожалению, они часто нарушаются как государством, так и родителями. Далее рассмотрим, как обеспечивается защита прав и интересов детей.

Родители – законные представители своих детей

В соответствии со ст.

64 Семейного кодекса РФ, родители несовершеннолетнего ребенка являются его законными представителями до того момента, пока ребенок не достигнет совершеннолетия – то есть возраста 18 лет. Данная формулировка закона подразумевает, что родители обязаны не только осуществлять воспитание своего ребенка, содержать его материально, но также и представлять интересы несовершеннолетнего.

Достаточно часто несовершеннолетние дети становятся участниками каких-либо правоотношений, например, наследственных, представлять интересы детей в которых закон допускает только родителям, являющимися законными представителями. Также Семейным кодексом установлено, что родители представляют интересы своего ребенка не только при взаимодействии с органами государственной власти, организациями и учреждениями, но и в суде.

Глава 12 Семейного кодекса достаточно обширно прописывает и регламентирует права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей. Также законом установлено, что как отец, так и мать, могут представлять интересы ребенка в равной мере и обладают на то равными правами (ст. 61 Семейного кодекса). Таким образом, родители, являясь законными представителями своих детей, обязаны обеспечить им соблюдение всех имущественных и неимущественных личных прав.

В отдельных случаях закон предусматривает контроль над исполнением родителями своих обязанностей.

Так, например, в некоторых случаях родителям для совершения тех или иных действий от имени своего ребенка требуется разрешение органов опеки (например, продажа родителями принадлежащей несовершеннолетнему недвижимости).

Комментарии к ст. 64 СК РФ

1.

Обязанность родителей защищать права и интересы детей, предусмотренная п. 1 комментируемой статьи, согласуется с правом, предоставленным самому ребенку на защиту своих прав и законных интересов (см. комментарий к ст. 56 СК РФ). В этой связи родители являются законными представителями своих детей. Они выступают без каких-либо специальных полномочий в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой.
Они выступают без каких-либо специальных полномочий в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой.

Причем родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения, а не только представлять интересы своих детей в случае нарушения их прав. Для этого родителям достаточно предъявить: а) свидетельство о рождении ребенка; б) документ, удостоверяющий личность законного представителя.

Не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (см. комментарий к ст. 71 СК РФ) или ограниченные в родительских правах (см.

комментарий к ст. 74 СК РФ). Соответственно, можно сделать вывод о том, что нормы п. 1 комментируемой статьи выходят за рамки семейных правоотношений и предоставляют родителям возможность защищать интересы своих детей во всех сферах общественной жизни, причем независимо от того, на территории какого государства требуется такая защита.

Причем следует отметить, что конкретные полномочия законных представителей определяются той отраслью права, в рамках которой возникает определенное правоотношение, требующее участия таких лиц. Так, в частности, в гражданских правоотношениях несовершеннолетний является частично дееспособным гражданином. Его возможность самостоятельно совершать гражданско-правовые сделки достаточно ограничена и целиком зависит от возраста ребенка: от 6 до 14 лет или от 14 до 18 лет (ст.

ст. 26, 28 ГК РФ, см. комментарий к ст.

60 СК РФ). В этой связи родители выступают в гражданских правоотношениях как законные представители своих детей, если последние не достигли возраста 14 лет, т.е.

совершают от их имени и в их интересах те сделки, которые дети не вправе заключать в этом возрасте самостоятельно.

Если несовершеннолетние достигли возраста 14 лет, то родители не заключают сделок от их имени, а дают письменное согласие на совершение детьми тех сделок, которые они не могут совершать самостоятельно.

При совершении несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет сделки без согласия родителей, когда это согласие в силу закона необходимо (п. 1 ст. 26 ГК РФ), родители вправе в судебном порядке оспорить такую сделку и требовать признания ее недействительной (ст. 175 ГК РФ). Предъявляя иск о признании сделки недействительной, родители исполняют свою обязанность по защите прав и интересов своих несовершеннолетних детей.

Статья 1167 ГК РФ определяет особенности защиты наследственных прав несовершеннолетних детей.

При наличии среди наследников несовершеннолетних раздел наследства осуществляется с соблюдением правил ст. 37 ГК РФ. Институт защиты прав несовершеннолетних детей включает в себя не только нормы материального, но и процессуального права. Согласно ч. 3 ст. 37 ГПК РФ, права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищают в процессе их законные представители.

Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних. В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы, но и в указанных случаях суд также вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ). Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, защищают в процессе их законные представители — родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч.

5 ст. 37 ГПК РФ). Родители представляют интересы своих детей и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

Так, в соответствии со ст. 25.3 КоАП РФ полномочия законного представителя осуществляются родителями при защите прав и законных интересов своих детей, как привлекаемых к административной ответственности, так и являющихся потерпевшими по делам об административных правонарушениях. Присутствие родителей при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном их несовершеннолетним ребенком, может быть признано обязательным судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим данное дело (п. 5 ст. 25.3 КоАП РФ). В соответствии со ст.

48 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители в порядке, установленном ст.

ст. 426 и 428 УПК РФ. Статья 426 УПК РФ посвящена правам законного представителя подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу, а ст.

428 УПК РФ — правам законного представителя подсудимого в судебном заседании. Законные представители могут также участвовать при допросе своих несовершеннолетних детей в качестве свидетелей или потерпевших (ст. 191 УПК РФ). Законные представители несовершеннолетних представляют законные интересы детей и в исполнительном производстве.

Статья 51 Закона об исполнительном производстве определяет особенности участия несовершеннолетних в исполнительном производстве. Так, согласно ч. 1 ст. 51 Закона об исполнительном производстве, права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства (п.

2 ст. 51 Закона об исполнительном производстве). Несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно.

Однако судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства (п. 3 ст. 51 Закона об исполнительном производстве). И только несовершеннолетний, имеющий полную дееспособность, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что институт защиты прав и интересов детей носит комплексный, межотраслевой характер. 2. Пункт 2 комментируемой статьи запрещает родителям выступать от имени детей, если орган опеки и попечительства установит конфликт интересов родителя и ребенка.

В этом случае орган опеки и попечительства обязан назначить другого представителя для защиты прав и интересов ребенка, например для защиты прав ребенка в суде. Таким представителем может быть назначен как родственник ребенка, другой родитель, так и работник органов опеки и попечительства.

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его правового статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере детства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Используемые Конституцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям.

Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Российской Федерации. В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  4. Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.
  5. Конституция Российской Федерации.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  7. Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  2. Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  3. Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей.

Данный документ действовал в течение 36 лет. Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).
Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г.

N 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

, устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Основные права детей Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку.

Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ: 1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни.

Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). 4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ). 7. Имущественные права ребенка.

Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка:

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»

(ст.

3). «Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст.

18). Кроме того, Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство. Принцип 1 Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Принцип 2 Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. Принцип 3 Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4 Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие.

С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход.

Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6 Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.

На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей. Принцип 7 Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8 Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9 Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума.

Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10 Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка. о правах ребенка примечательна во многих смыслах.

Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали). 20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, — ежегодно отмечается как День прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей.

Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как: право на жизнь и здоровое развитие; право на имя; право на гражданство; право знать своих родителей; право на заботу родителей и совместное с ними проживание; права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( Конвенции). На основании Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В соответствии со Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( Конвенции). Ребенок имеет право на здравоохранение ( Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( Конвенции).

Согласно Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. По Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. На основании Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.

34 Конвенции). Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы: ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности. Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( СК РФ).

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( СК РФ). Использованные материалы: 1) «Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012); 2) Статья Михаила Красильникова с сайта ; 3) «Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А. 4) Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2015, N 7)

Статья «Права ребенка и их защита»

Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка.

Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей.

Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

Защита прав и интересов ребенка в Российской Федерации

Детство является важным этапом в жизни каждого гражданина, поэтому государство признает его значимость.

Именно в детстве человека нужно готовить к полноценной общественной жизни, развивать у него творческую активность, воспитывать нравственность, гражданственность и чувство патриотизма.Чтобы детство у каждого ребенка было счастливым и светлым, государство создало специальный механизм, защищающий права и свободы несовершеннолетних.

Функционирование данного механизма во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляют свою деятельность субъекты, защищающие права ребенка (см. также: ).Их деятельность, которую далее рассмотрим более подробно, должна быть направлена на защиту детей от таких угроз:

  1. совращение и рабство сексуального характера;
  2. противоправная эксплуатация, насилие во всех его проявлениях, нечеловеческое отношение и т. д.;
  3. принудительная работа, из-за которой может пострадать физическое состояние и развитие ребенка;
  4. приучение к спиртному, наркотическим и другим галлюциногенным веществам.
  5. унижение и жестокость;
  6. покушение на честь и достоинство;

Куда обратиться для защиты прав несовершеннолетнего

Если права нарушены, необходимо просить помощи у соответствующих государственных инстанций. Основные способы защиты прав:

  1. оформить исковое прошение в суд, в инспекцию или комиссию по делам несовершеннолетних при муниципалитетах.
  2. оформить , полицейский участок или к прокурору;

Все эти органы имеют полномочия для решения вопросов ущемления прав детей.

Интервью с адвокатом Ларисой Павловой (из книги «Безобразия в образовании», И.Я.

Медведева, Т.Л. Шишова)

В последние годы школа получила большую самостоятельность в выборе учебных программ, методик и учебников. Поначалу это вызывало всеобщий восторг: после «застойного» единообразия всем хотелось чего-нибудь нового, необычного.

Но вскоре восторгов поубавилось, так как родители увидели печальные плоды многих инноваций, столкнулись с проникновением в школы разношерстных сектантов и даже с попытками устроить детям сексликбез, куда более уместный для публичного дома. В одних школах раздавали абсолютно неприличные анкеты, в других демонстрировали фильмы, пропагандирующие онанизм, в третьих под предлогом профилактики СПИДа изучали «альтернативные виды секса»… Поначалу родители отказывались верить, что такое возможно: настолько это было для нас дико, неслыханно. Потом посыпались жалобы в роно, обращения в прокуратуру и суд.

Дела подобного рода никогда раньше нашими судами не рассматривались, поскольку еще несколько лет назад наше государство проводило прямо противоположную политику: стояло на страже интересов семьи и детей. Теперь же «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», то есть родителей, и им крайне необходимо знать о своих правах по отношению к школе. За разъяснениями по этому вопросу я обратилась к известному московскому адвокату Ларисе Октябристовне Павловой.

Л.П.: Сейчас ведется много разговоров о правах ребенка, но существует и другая сторона той же проблемы – права родителей. И на наших глазах становится все более актуальным преимущественное право родителей на воспитание своих детей.

Оно отражено в Семейном кодексе РФ (ст.

63 и 64), где говорится, что родители представляют интересы своих детей и защищают эти интересы от возможных нарушений. Аналогичные права предоставлены родителям и иными нормативными актами. Более того, по закону они не только могут, но и обязаны это делать, что прямо следует из Конституции, поскольку ее 38 статья гласит:

«Забота о детях, их воспитание – равно право и обязанность родителей»

, причем право это преимущественное, то есть в плане воспитания родители имеют приоритет перед всеми другими лицами, как физическими, так и юридическими.

Корр.: И как они могут осуществлять это право в истории с секс-просветом? Л.П.: Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка.

Никто не смеет от них это скрывать.

И если предмет не входит в число обязательных (как, например, все программы полового просвещения), то он может преподаваться ребенку только с предварительного письменного согласия его родителей. Корр.: А как быть с обязательными предметами? Что делать, если сведения, угрожающие детской нравственности, будут включаться в обязательные предметы?

Л.П.: Почему «будут»? Уже есть случаи, когда в базовых предметах появляются элементы так называемого «полового просвещения», развращающего детей и подростков. Необходимо иметь в виду, что когда родители оформляют ребенка в школу, школа обязана ознакомить их с уставом и со своими образовательными программами, как дополнительными, так и основными.

Если родитель соглашается с программами и отдает ребенка в данную школу, то его обучают в рамках этих программ. Если родитель возражает против какого-то обязательного предмета, то ребенок не будет по нему аттестован и лишится возможности получить полноценное образование. Но, с другой стороны, по одному и тому же предмету (скажем, по истории) может быть несколько программ, несколько учебников.

И если программа какого-то конкретного автора содержит информацию, которая с точки зрения одного или нескольких родителей является недостоверной или наносит вред нравственному и духовному здоровью ребенка, то родители могут обратиться к администрации школы с просьбой заменить программу или учебник. Этот вопрос решается по согласованию между школой и родителями: закон конкретно не определяет, как это должно быть. Как юрист, я считаю, что включение элементов «сексуального просвещения» в обязательную школьную программу нарушает преимущественное право родителей на воспитание ребенка, гарантированное им Конституцией.

В Законе об образовании указано, что школа занимается образованием и воспитанием.

Но вместе с тем преимущественное право на воспитание принадлежит все-таки родителям.

Поэтому все, что касается воспитания детей, должно производиться по согласованию с родителями. И если вдруг в любой базовый предмет включаются элементы полового воспитания (под которым обычно понимается сексуальное просвещение), в этом случае нарушается конституционное право родителей на выбор системы полового воспитания. Каждый родитель вправе сам решать, должен его ребенок сексуально образовываться школой или нет.

Школа не может брать на себя эти прерогативы. Поэтому шаги, предпринимаемые в рамках системы образования по внедрению в школы поголовного полового воспитания, я считаю абсолютно незаконными.

Корр.: И что, родители имеют основания подать в этом случае в суд? Л.П.: Каждый человек, чье конституционное право нарушено, имеет основания для его защиты. Корр.: И куда нужно обращаться?

Л.П.: В суд. Он обязан защитить права человека.

Кроме того, можно ставить вопрос о признании незаконными действия нормативных актов, которыми утверждены стандарты образования и программы, содержащие половое просвещение. Корр.: А сейчас половое просвещение включено в стандарты образования? Л.П.: Пока нет, но, к сожалению, в числе основных задач злополучного проекта «Половое воспитание российских школьников», впоследствии переименованного в «Воспитание здорового образа жизни», значится именно включение элементов «полового воспитания» в образовательные стандарты, так что, надо полагать, попытка включить «половое воспитание» в образовательные стандарты будет сделана.

Корр.: Итак, если секспросвет будет включен в обязательные школьные предметы, то что остается делать родителям?

Л.П.: Тем, кто не согласен учить детей по подобным программам, остается домашнее обучение. Фактически будет нарушено право на доступность всеобщего среднего образования.

Корр.: И что, апеллировать к закону уже будет бессмысленно? Л.П.: Тогда возможен судебный спор.

Таких споров у нас пока не было, но в принципе наша система законодательства подразумевает право на защиту нарушенных прав и законных интересов.

В данном случае это будет законное право на получение всеобщего образования и законное право на преимущественное воспитание детей. Если родители будут обращаться в суд, тогда, может быть, кое-кто задумается… Корр.: А как быть в данном случае с правами верующих? Скажем, православных? Ведь они не всегда имеют возможность обучать детей в православных гимназиях (хотя бы потому, что далеко не во всех городах и поселках такие гимназии есть) и отдают их в государственные школы.

А по убеждениям религиозных людей, сексуальное просвещение – грех. Л.П.: Да, сексуальное просвещение противоречит нравственным установкам всех традиционных конфессий, не только православной.

Оно задевает чувства верующих. И включение «полового воспитания» в обязательную школьную программу будет грубо нарушать права верующих, их право не знать что-то. Есть право знать, а есть право не знать.

Корр.: То есть это могут быть новые иски?

Л.П.: Да, и новые конфликты на религиозной почве. Подобного исключить нельзя. Корр.: Мы говорили о праве родителей на защиту детской нравственности.

А теперь давайте поговорим о защите здоровья. Во многих школах девушкам раздают «тампаксы» и уверяют, что это безопасно, что это якобы не нарушает девственности. Хотя даже те гинекологи, которые не особенно склонны печься о целомудрии, предупреждают, что далеко не всем девушкам это показано, а честные гинекологи – те прямо говорят, что девушкам использовать «тампаксы» нельзя!

Как быть здесь с правами родителей?

Имеют ли они право подать иск и на кого?

Л.П.: Вопрос очень хороший, но коротко ответить на него сложно. С точки зрения правозащитника, здесь можно увидеть несколько аспектов незаконной деятельности со стороны тех лиц, которые вручают детям подобные «гигиенические средства». Во-первых, как правило, это делается в рамках незаконной рекламы.

Во-вторых, может быть причинен вред здоровью ребенка. Насчет вреда «тампаксов», по-моему, все понятно. Но и раздача гигиенических женских прокладок тоже небезобидна.

Ведь чаще всего эти средства раздаются с нарушенной упаковкой: в конверте одна штучка. И неизвестно, где успел побывать сей предмет, насколько он стерилен, сертифицирован ли. В принципе, не исключена возможность заражения подобных «гигиенических средств» любыми заболеваниями.

И третий аспект. Подобные действия вполне можно рассматривать как незаконное медицинское вмешательство, ведь гигиена – это часть медицины. А любое медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего до пятнадцати лет возможно только с согласия родителей.

Поэтому раздача любых гигиенических, медицинских средств школьникам или медицинские осмотры (например, гинекологические) детей без согласия их родителей – это грубое нарушение школьной администрацией родительских прав.

И родитель не только имеет право, но и обязан защитить своего ребенка, обратившись для этого в суд. И постепенно родители привыкают к тому, что раз мы строим правовое государство, то нужно обращаться не с жалобами в вышестоящие инстанции (хотя возможно и это), а с судебными исками.

Корр.: То есть за тот факт, что ребенка принудили пройти гинекологический осмотр или получить «тампакс» в принципе можно подать на директора в суд?

Л.П.: В общем, да, но лучше, чтобы формулировку иска подсказал профессиональный юрист в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Корр.: Если с ребенком в стенах школы случается несчастье, каковы права родителей? Л.П.: Пока ребенок находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники школы, которые с ним занимаются в данный конкретный момент.

На уроке – это учитель, на перемене – дежурный педагог. Общую ответственность за всех учащихся несет директор школы. Если, скажем, ребенок получает травму, то, как правило, определенная доля вины лежит на персонале школы и на непосредственном виновнике.

Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возмещении физического и морального вреда. Но в этом случае они должны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины.

Ну, скажем, ребенок залез на потолок и оттуда плашмя упал, а учитель его пытался удержать. Если сотрудник школы совершает уголовно наказуемое действие (например, если его можно обвинить в преступной халатности), то он подлежит уголовной ответственности, и этим вопросом уже занимаются следственные органы.

Корр.: Как правильно действовать, если с ребенком в школе стряслась серьезная неприятность? Л.П.: Обычно родители идут высказывать претензии директору.

Но они должны знать, что по Закону об образовании устное заявление не влечет за собой обязательных действий для администрации.

Только письменное заявление обязывает администрацию школы принять меры. Корр.: Насколько я знаю, кроме физического воздействия на ребенка Законом об образовании запрещается и воздействие психическое. Что под этим понимается? Л.П.: Унижение человеческого достоинства, обзывательства, оскорбления по национальному, социальному признакам, угрозы применения наказаний, подавляющих волю ребенка.

Корр.: В Москве пару лет назад был такой случай.

На уроке биологии учительница заставила шестиклассницу рассказывать про онанизм.

Девочка не сумела дать учительнице отпор и пришла домой в очень угнетенном состоянии, она считала, что ее опозорили при всем классе. Это можно расценивать как психическое давление на ребенка? Л.П.: Это может быть расценено как унижение человеческого достоинства.

Если в семье существует порицание такого явления, как онанизм, или если ребенок вообще не знает об этом, а его заставляют говорить о нем, это может быть расценено как давление на психику. Корр.: Мой ребенок, например, расценил как психологическое насилие анкетирование, которое пыталась провести в их классе психолог.

В анкетах содержались вопросы: «Ссорятся ли твои родители?

Как часто они ссорятся?». «Это личное дело нашей семьи.

Почему я должен рассказывать чужому человеку такие вещи?» – возмутился мой сын-третьеклассник и отказался отвечать. Л.П.: И правильно сделал! В Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на частную жизнь.

Жизнь семьи – это частная жизнь, и подобная анкета являет собой пример не просто психического воздействия на ребенка, а нарушение конституционного права каждого человека на частную жизнь, то есть, с точки зрения юриста, нарушение еще более серьезное, чем нарушение обычных прав. Увы, далеко не все наши педагоги достаточно хорошо воспитаны и понимают, что такое право на частную, личную жизнь. Вот недавно по телевизору одной девушке на улице пытались задать вопрос: «Не хотите ли вы рассказать что-нибудь о сексе?».

Она ответила: «Нет. Это мое сугубо личное дело». – «Вы что, синий чулок?» – стал допытываться тележурналист. «Нет, – сказала она, – я не синий чулок.

Но моя жизнь в этой области – это мое личное, частное дело, и в это никто не имеет права вмешиваться. Я на эти темы не говорю». Корр.: Имеют ли право выгнать ребенка из школы и за что? Л.П.: Не «выгнать», а исключить.

Ребенка имеют право исключить по основаниям, изложенным в уставе школы. Там есть четкий перечень таких оснований, и любой родитель может с ним ознакомиться. Диапазон требований, которые школа предъявляет к ученикам, сейчас достаточно широк, но, как правило, ученика исключают за какие-то дисциплинарные проступки или за хроническую неуспеваемость по двум и более предметам.

Но, повторяю, тут в зависимости от устава возможны варианты. В одной школе за драку ученика исключают, а в другой могут наложить дисциплинарное взыскание. Корр.: И куда ребенку податься, если его исключили?

Л.П.: Поскольку у нас гарантировано право на образование, то просто так взять и выбросить ребенка на улицу невозможно.

Для исключения нужны очень серьезные, веские основания, то есть ребенок должен не просто провиниться, а грубо нарушить устав школы, совершить какой-то очень серьезный дисциплинарный проступок.

Может быть, даже с оттенком криминальности. Допустим, он систематически избивает других учеников.

Если ребенка исключают, органы образования решают вопрос о его переводе в другое образовательное учреждение.

В случае неуспеваемости могут предложить остаться на второй год. В общем, просто так, на улице, без образования ребенок не останется.

Корр.: А что делать родителям, если учитель к ребенку несправедлив и наладить с ним отношения не удается? Такие жалобы встречаются достаточно часто.

Л.П.: Если педагог неправ, должна быть подана письменная жалоба.

Администрация обязана провести служебное расследование.

И если будет подтверждено, что педагог превысил свои полномочия, совершил какие-то противоправные действия, может стоять вопрос не только о переводе ребенка к другому учителю, но и о вынесении учителю служебного взыскания вплоть до увольнения.

Но, конечно, нужно разбирать каждый случай отдельно, потому что бывают родители, которые на ровном месте устраивают скандалы и выдумывают то, чего не было и в помине. А бывает наоборот. Корр.: Очень часто родители боятся связываться с учителями, боятся, что ребенка затравят.

Как вам кажется, эти страхи оправданы или, скорее, бояться должен педагог, что его обвинят в травле ученика и он останется без работы? Л.П.: Я думаю, что если родители нормально осуществляют свои родительские обязанности и защищают ребенка от различных негативных последствий, то бояться им нечего.

Тут, скорее, надуманные страхи. Наша школа находится в очень уязвимом положении.

Во-первых, педагоги отвечают за жизнь и здоровье ребенка, во-вторых, за то, чему они обучают детей, то есть школа имеет массу обязанностей перед родителями.

Другое дело, что, прежде чем затевать конфликт, родитель должен здраво и взвешенно проанализировать сложившуюся ситуацию, выслушать не только своего ребенка, но и педагога. Но детей своих надо защищать. Практика показывает, что без этого нельзя.

Корр.: Допустим, родители подали письменную жалобу директору школы, а результата нет. Что лучше: обращаться в суд или, как у нас привыкли, по инстанциям – в роно и т.п.? Л.П.: Суд – дело хлопотное. Тут все зависит от степени вреда, нанесенного ребенку.

Кому-то проще перевести ребенка в другую школу, а кто-то понимает, что переводом ничего не добьешься.

Если писать по инстанциям, то нужно, чтобы это было не просто сетование на обидчиков, а описание конкретных противоправных действий. Корр.: Как быть, если учительница намеренно занижает оценки, а потом намекает, что хорошо бы с ней позаниматься за дополнительную плату?

Или не с ней, а с ее коллегой, которая, в свою очередь, поставляет учеников ей. Насколько мне известно, такие случаи сейчас не редкость. Л.П.: Здесь трудно дать общие советы.

Возьмем самый крайний случай: педагог действительно занижает ученикам отметки, вынуждая их платить деньги. Фактически он занимается вымогательством. Это серьезно, и в этом случае необходимо принимать меры, вплоть до привлечения его к уголовной ответственности.

Каким образом можно доказать свою правоту?– Если вы уверены, что отметки не соответствуют уровню знаний ребенка, требуйте сдачи экзамена перед независимой комиссией. При этом обязательно надо письменно изложить обстоятельства, почему вы идете на такой шаг.

Корр.: В подобных случаях нужно обращаться в роно? Л.П.: Нет, к администрации школы. Корр.: А что вы скажете об экзаменах, которые устраивают при приеме в 1 класс?

Я слышала, что вроде бы это незаконно, но в московских школах сплошь и рядом такие экзамены, только называются тестированием. Л.П.: Муниципальные школы обязаны принимать детей, проживающих в их микрорайоне, безо всякого тестирования.

В случае отказа родители имеют право обжаловать действия должностных лиц. Корр.: Ну и, конечно, мы не можем оставить в стороне животрепещущий вопрос школьных поборов.

Обычно, когда это удерживается в рамках допустимого, родители не протестуют.

Но бывают школы, где из родителей постоянно вытягивают деньги, причем очень часто деньги сдаются безо всяких документов, просто из рук в руки. Как быть в такой ситуации? Л.П.: Не хотите – не платите.

Вы вправе отказаться. В соответствии с уставом у каждой школы есть перечень дополнительных платных услуг.

Если вас что-то из этого перечня устраивает, вы платите. Точно так же, в соответствии с уставом, может быть принято решение собрать деньги на какие-то школьные нужды. Естественно, по отчетным документам, в рамках закона.

Если же просто говорят: «Вы должны сдать такую-то сумму на то-то», родитель вправе отказаться, заявив, что он не считает нужным принимать участие в этих расходах. Если же его обязывают платить, то действия администрации являются незаконными. И даже если родительский комитет принимает решение взыскивать деньги, но не оформляет это законным путем, то вполне можно отказаться.

Вообще устав школы должен вывешиваться на стене, чтобы каждый мог при желании с ним ознакомиться. Но на практике почти нигде устав не вывешен, и это лишнее доказательство того, что настоящего уважения к правам родителей пока не выработано ни у педагогов, ни у самих родителей.

Однако понимание важности этого вопроса постепенно приходит.

В ряде регионов уже созданы организации, которые называются «родительские инициативы» или «родительские комитеты». Они собирают информацию об учебных заведениях, в которых грубо нарушаются права детей и родителей, направляют обращения в прокуратуру. Если кто-то из родителей готов защищать свои права в суде, эти организации оказывают им помощь.

А это очень важно: ведь, по русской психологии, один в поле не воин. Вместе же мы серьезная сила. Интервью брала Т.Л.

Шишова

Документы о правах ребенка

Вопрос защиты детей от насилия различного рода острейшим образом возник в 1924 году.

Тогда и была создана Декларация прав ребенка, ставшая основой для подписанной в 1989 Международной конвенции. Почему вопрос о правах ребенка провозглашается в отдельном документе?