Реформа образования в германии

Реформа образования в германии

Германия — страна высоких технологий


Экономическая мощь Германии базируется на сильной промышленности и ее способности к инновациям. Большое значение для экономики страны имеют малые и средние частные предприятия. Такие предприятия не входят в число известных всему миру 30 DAX-концернов, однако именно они помогли стране пережить мировой финансовый кризис 2008 г. Эти предприятия ориентируются как на внутренний немецкоговорящий рынок (Германия, Австрия, Швейцария и Люксембург), так и на внешний рынок и имеют узкую специализацию.

К таким предприятиям, например, относится фирма Herrenknecht (производитель тоннелепроходческих и землеройно-транспортных машин), фирма Otto Bock (производитель протезов) или фирма STIHL (производитель моторизированных инструментов). Количество подобных предприятий в Германии составляет примерно 2700, 1300 из них имеют оборот в 5 млрд евро, а их продукция составляет 70% немецкого экспорта.

Основные конкуренты этих предприятий находятся не на внешнем, а на внутреннем рынке. Поэтому большое значение для них имеют высококвалифицированные кадры и образование молодого поколения.

Всему миру известно, что продукция, произведенная в Германии, — это качественная продукция. Такую репутацию немецкое производство заработало благодаря основным качествам немецких инженеров и высококвалифицированных рабочих — это тщательность, ответственность и точность. Фото: Pixabay Реформы в образовании привели к тому, что немецким фирмам, участвующим в дуальном образовании, все сложнее найти толковых учеников.
Фото: Pixabay Реформы в образовании привели к тому, что немецким фирмам, участвующим в дуальном образовании, все сложнее найти толковых учеников. По рекомендации организации OECD Германия увеличила количество абитуриентов (учащихся гимназий) и студентов.

Популяризация высшего образования привела к тому, что рабочие профессии потеряли свою привлекательность. Большинство выпускников гимназий подают документы в высшие учебные заведения. Те, кто получил низкие оценки при сдаче экзаменов абитура (единый госэкзамен, дающий допуск для поступления в университет), вместе с выпускниками обычных школ идут в профессиональные школы, чтобы получить рабочую специальность.

Однако в связи с тем, что рабочие профессии становятся все менее популярными, более 60 тыс. выпускников школ в возрасте 20-29 лет вообще не продолжают образование и в итоге не имеют профессии.

Известный немецкий философ Юлиан Нида-Рюмелин, преподаватель университета в Мюнхене, бывший министр культуры, в многочисленных выступлениях и своей книге

«Академические заблуждения — кризис профессионального и академического образования»

утверждает, что стране не нужно большое количество людей с высшим образованием. В результате реформ появился острый дефицит высококвалифицированных рабочих, а это напрямую влияет на качество производства и репутацию страны в мире. Как известно, репутацию очень трудно заработать, для этого иногда нужны столетия, зато очень легко потерять.

Сегодня Германию чаще связывают с дизельным скандалом в автомобильной промышленности и спекуляциями «Дойче банка». Креативность и кооперация инженеров и программистов, позволявшая обманывать государственный контроль и покупателей новых дизельных машин, а также креативность и кооперация финансистов и программистов «Дойче банка», участвовавшего в многочисленных спекуляциях и отмывании денег, сильно испортили репутацию страны. Фото: Pixabay

Непрерывное образование в Германии: основы создания и проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ: ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ «LIFE-LONG» EDUCATION IN GERMANY: BASIS OF CREATION AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT Писарева Л.И.

Ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии и теории педагогики» РАО, кандидат педагогических наук E-mail: Аннотация. Глобальные социально-экономические и культурологические изменения, повышение требований к образованию и профессиональной подготовке национальных кадров явились основанием для разработки международным сообществом европейской программы «Образование на протяжении всей жизни». В настоящей статье рассмотрена ее реализация в Германии.

Внедрение непрерывного образования в этой стране было связано с преодолением более сложных проблем, по сравнению с другими странами Европы, что было обусловлено особенностями ее исторического развития. Ключевые слова: система образования, проблемы развития, непрерывное образование, национальные особенности, преобразования.

Pisareva L.I. Leading research fellow of the Institute of Strategy and Theory of Pedagogics of the Russian Academy of Education, Candidate of science (Education).

E-mail: Annotation. Global social, economic and culturological changes, increasing educational and professional training requirements lead to the international development of the European «Life-Long Education» program. The article examines its realization in Germany. In view of the peculiarities of its historical development, the implementation of the program in Germany was associated with more complex problems than in other European countries.

Keywords: educational system, problems of development, lifelong learning, national features, transformations.

Глобальные социально-экономические и культурологические изменения, произошедшие в современном обществе, объективно ускорили процесс морального и фактического обесценивания ранее полученных знаний, наполовину устаревающих через каждые пять-шесть лет, что образно обозначено термином «период полураспада компетентности», то есть сократили время «старения» полученных знаний после окончания вуза. Необходимы были государственные меры по устранению разрыва между первоначально полученной подготовкой граждан и новыми требованиями, предъявляемыми интенсивно развивающимися экономикой, наукой, культурой, социальной сферой. Вступление современного общества в эпоху постиндустриального развития на рубеже ХХ — XXI вв.

обусловило переход образования на новую педагогическую парадигму, провозгласившую приоритет системы «образования в течение всей жизни» вместо системы «образования на протяжении всей жизни», признанной единственным средством адаптации человека к изменяющейся среде обитания и сохранения идентичности человека.

Для создания системы непрерывного образования в Европе нужна была четко разработанная стратегия развития национального образования, учитывающая основные факторы влияния на жизнь каждого индивида, общества, страны в целом. Политики стран Европейского Союза взялись совместно решать фактически общие проблемы, что предопределило направленность и содержание деятельности различных международных организаций, виды теоретической, финансовой, консультативной и практической помощи европейским странам-участницам и странам-партнерам при реализации ими национальных проектов.

В течение нескольких десятилетий начиная с 60-х гг. XX в. создавалась модель развития непрерывного образования. Обосновывались его цели и задачи, главные критерии и принципы европейской образовательной политики, уточнялись формулировки таких понятий, как образование, непрерывное образование, образование в течение всей жизни, а с учетом новых требований социума, вносились соответствующие изменения, дополнения и рекомендации.

Это была работа над программой-максимумом, которая является ориентиром для национального образования.

«Непрерывное образование, как организующий принцип образования в целом, предполагает адекватное создание всеобъемлющей и целостной системы, предоставляющей средства для удовлетворения образовательных и культурных запросов каждой личности в соответствии с ее способностями»

, — гласит одно из определений понятия непрерывного образования, сформулированное в Совете по культурному сотрудничеству при Европейском Совете [1, с.

44-45]. Национальные планы развития непрерывного образования на рубеже XX — XXI вв. сверялись с планами и рекомендациями европейского сообщества, выработанными ими критериями по реализации программы непрерывного образования. Эти программы отслеживались международными организациями через установление устойчивой прямой и обратной связи, в том числе через процедуру отчетности, позволяющей фиксировать динамику их развития.

По праву можно констатировать, что «в наши дни в Европе уже не существует суверенных национальных государств классического типа, целиком опирающихся на национальную экономику и обладающих автохтонной (исконной) национальной культурой» [2, с. 15]. Реализация разработанной европейской концепции непрерывного образования потребовала трансформации в организационном и содержательном плане всех институтов национального образования как обязательного условия их перехода на новую систему образования и адаптации к принципиально иным требованиям экономического, политического, идеологического, технологического, культурологического и научного характера по сравнению с предшествующей эпохой научно-технической или индустриальной революции.
15]. Реализация разработанной европейской концепции непрерывного образования потребовала трансформации в организационном и содержательном плане всех институтов национального образования как обязательного условия их перехода на новую систему образования и адаптации к принципиально иным требованиям экономического, политического, идеологического, технологического, культурологического и научного характера по сравнению с предшествующей эпохой научно-технической или индустриальной революции. Несмотря на сходство проектов в области национальной политики европейских стран с точки зрения сближения образовательных систем, на совместное участие в реализации предложенной ЕС единой программы «образования на протяжении всей жизни», в каждой стране обнаружились свои особенности при решении проблемы непрерывного образования.

Федеративная Республика Германия занимает лидирующее положение среди европейских стран и особое место в Европейском Союзе как одна из его основательниц (Договор о создании Европейского объединения угля и стали, 1951 г.), как участница создания общего рынка (Римские договоры, 1957 г.) и как экономически развитое государство, которому принадлежат ведущие позиции в экономической, политической, социальной и культурной областях международной жизни.

В основе перехода немецкой системы образования к новой педагогической парадигме «образования на протяжении всей жизни», лежат как общие объективные для всех стран ЕС факторы, так и особые исторически сложившиеся условия и возможности. Развитие немецкого непрерывного образования — это динамичный процесс, происходящий в различных структурах и на различных ступенях образования, где нашли отражение два основных сегмента: традиционный, исторически обусловленный, сохраняющий особенности системы национального образования, складывавшегося в течение более 60 лет, и новый, характеризующий современные общеевропейские тенденции, проявляющиеся в системе немецкого образования в последние десятилетия благодаря тесному взаимодействию с другими странами в рамках международного сообщества и, прежде всего Европейского Союза.

В немецкой педагогической литературе применительно к непрерывному (дословно: «дальнейшее») образованию используются два термина: Weiterbildung (переквалификация или получение новой специальности) и Fortbildung (усовершенствование профессиональных знаний по ранее полученной специальности). Термин «образование длиною в жизнь» (Lebenslange Bildung) появился на рубеже ХХ — XXI вв.

Созданию современной системы непрерывного образования предшествовал сложный период демократических преобразований. В отличие от системы образования большинства стран Запада немецкое образование переходило на новую педагогическую парадигму в условиях преодоления трудностей послевоенного социального, экономического, политического, идеологического и культурного развития, краха господствовавшей в довоенные годы идеологии, раздела страны на оккупационные зоны в западной части Германии, создания двух немецких государств ФРГ и ГДР, развивавшихся в течение последующих 40 лет по различным сценариям своей внутренней и внешней политики вплоть до воссоединения в 1990 г.

Система немецкого образования в середине XX в. переживала глубокий кризис. Она тормозила успешное развитие страны в конкурентной борьбе на рынке труда и препятствовала экономическому росту, ставшему возможным, в частности, благодаря финансовой помощи США, которые были заинтересованы в ФРГ как будущем стратегическом партнере по НАТО и «надежном союзнике» на европейском континенте, и известному как немецкое «экономическое чудо». Германия в эти годы испытывала острую потребность в специалистах со средним и высшим образованием.

Она жила «старым капиталом», то есть, в первую очередь, за счет тех, кто получил образование до Первой мировой войны и в военный период.

К началу 70-х гг. XX в. этот потенциал был исчерпан. Система образования находилась в кризисе и отличалась социально обусловленной иерархической структурой, глубоким разрывом между элитарным и «народным» образованием, наличием «тупиковых» учебных заведений в системе обязательного (формального) образования, высоким процентом второгодничества и выпускников школ, не получивших свидетельств об их окончании.
Система образования находилась в кризисе и отличалась социально обусловленной иерархической структурой, глубоким разрывом между элитарным и «народным» образованием, наличием «тупиковых» учебных заведений в системе обязательного (формального) образования, высоким процентом второгодничества и выпускников школ, не получивших свидетельств об их окончании.

Последние составляли основной контингент неквалифицированной рабочей силы и безработных. В немецкой системе образования были нарушены основные демократические принципы образования: общедоступность, непрерывность и преемственность.

В 1969 г. ФРГ занимала 22 место среди европейских стран по уровню финансирования образования.

«До сих пор существующему экономическому подъему скоро придет конец из-за отсутствия у нас квалифицированных молодых кадров. Когда отказывает образование — это уже прямая угроза прочности всего общества», — так охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в 50-х — 60-х гг.

в системе немецкого образования Г.

Пихт, один из чиновников госкомиссии по вопросам образования в ФРГ и автор знаменитой монографии «Катастрофа немецкого образования», подготовившей общество к радикальной реформе 70-х гг. [3, с. 16] Воссоздание системы просвещения, основанной на демократических принципах, пришлось на наиболее сложные послевоенные годы (50-е — начало 70-х гг.

[3, с. 16] Воссоздание системы просвещения, основанной на демократических принципах, пришлось на наиболее сложные послевоенные годы (50-е — начало 70-х гг.

XX в.). В это время определилось направление развития немецкого образования на несколько десятилетий вперед и были заложены основы непрерывного образования. Согласно ст. 2 (1) Основного Закона ФРГ (принят в 1949 г.) образование должно обеспечить каждому независимо от пола, возраста, профессионального образования, социального, профессионального статуса, политических и идеологических взглядов или национальности, возможность приобретать знания, умения и навыки, необходимые для полноценного участия в трудовой жизни и жизни общества в целом [4, с.

95]. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис .

«Каждый имеет право на свободное развитие личности и свободный выбор профессии»

, — было записано во всех 11 федеральных земельных законах ФРГ в 60-80-е гг., заложивших основы создания и развития системы непрерывного образования [5, с.

144]. В их число вошли «Закон об охране труда молодежи» (1965 г.), «Закон о профессиональном образовании» (1969 г.), «Закон о содействии образованию взрослых» (1974 г.), «Закон о содействии непрерывному образованию» (1980 г.), «Закон о непрерывном образовании» (1984 г.) и др. законы, которые последовательно обновлялись и дополнялись в последующие годы (1991 г., 1992 г., 2000 г., 2004 г., 2008 г.) [5, с. 321]. Процесс непрерывного образования условно разделен на два этапа: 1.

Формальное образование (начальное, среднее, высшее), предшествующее трудовой деятельности. 2. Дальнейшее (продолженное) неформальное и информальное образование, то есть сочетание учебы в специально созданных учреждениях (первоначально — в системе образования взрослых) и практической деятельности в сфере профессиональной занятости.

«Закон о порядке и содействии непрерывному образованию»

(1982 г.), например, следующим образом определяет этот порядок и юридическое право выпускника учебного заведения на продолжение образования в системе непрерывного образования, представленного различными областями научных и практических знаний: «После завершения первой фазы обучения в школе, вузе или в области профессионального образования учебные учреждения системы непрерывного образования должны выпускникам, получившим знания и квалификации (компетенции), предложить соответствующие виды образования или аналогичные мероприятия в равноценных и взаимосвязанных сферах, таких, как постпрофессиональное образование; профессиональное образование; научное образование; политическое образование; образование, ориентированное на организацию досуга и развитие творческого потенциала; семейное и родительское образование; личностно-ориен-тированное образование» [5, с.

144]. Начало 70-х гг. ХХ в. отмечено подготовкой школьной реформы, переходом от работы над концепцией будущего немецкого образования к практической ее реализации, от признания необходимости разработки концептуальных основ непрерывного образования к созданию для него соответствующих условий. Для этого нужно было, прежде всего, устранить те несоответствия европейскому уровню (точнее, анахронизмы), которые тормозили экономический рост и вели к снижению конкурентоспособности страны на мировом рынке труда: тупиковые школы, большой разрыв между «народным» и элитарным образованием, отсутствие преемственности между разными ступенями образования и др. С этой целью были подготовлены такие документы общефедерального значения, как «Основной план образования» (1970 г.) и «Структурный план системы образования» (1971 г.), которые определили основные задачи наиболее радикальной в истории Германии реформы образования, рассчитанной на исправление основных его «пороков», и обозначили демократический курс с ориентацией на общеевропейские принципы непрерывного образования [6].

В начале 1970-х г. в рамках этой реформы вводится новая классификация структуры системы образования как предпосылка для разработки основ непрерывного образования.

Сектор дошкольного воспитания, принадлежавший прежде к системе здравоохранения, вошел в систему образования в качестве так называемой элементарной ступени.

Концептуальная и практическая задача подготовки к обучению в течение всей жизни предусматривала включение в образовательный процесс детей более раннего возраста и возложение на систему дошкольного воспитания новой функции — подготовки к школе.

В эти годы в ФРГ при более слабом, чем в других европейских странах, развитии дошкольного воспитания, как по экономическим причинам, так и из-за приверженности немецкой семьи традиционному домашнему воспитанию, необходимо было увеличить количество детских садов и их контингент, а также охватить детей более раннего возраста. Динамика развития дошкольных учреждений привела к увеличению в них количества детей разных возрастов: в 1990-е гг. их посещали около 70% детей в возрасте 3-6 лет; в 2013 г.

-89% детей 4-5 лет, 29,3% в возрасте до 3 лет посещали детские сады; 96-98% дошкольников 6-8 лет — подготовительные группы и классы [7, с.

75]. Значительная роль в системе образования вообще и непрерывного в частности принадлежит базовому среднему образованию. Оно определяет выбор и направление дальнейшего образования.

В результате реформы школьной системы: — созданы более благоприятные условия для обучения и продвижения учащихся различных слоев населения; — смягчены жесткие правила распределения учащихся по каналам общего среднего и профессионального образования; — расширены юридические права, облегчающие переход в полные средние школы; — введено профилирование в традиционно элитарных учебных заведениях, создан новый тип школ (колледж) с предоставлением одновременно общего и профессионального образования разного уровня подготовки. Эти меры увеличили шансы учащейся молодежи на получение общего, профессионального и высшего образования лучшего качества, привели к изменению процентного соотношения обучающихся в различных типах общеобразовательных средних школ, о чем свидетельствует следующая статистика. В 1960-е гг. учащиеся распределялись по типам школ по схеме: 75% — в народных школах, 8,3% — в реальных, 15,1% — в гимназиях, в 1980-е гг.

это соотношение изменилось: 36,7% — 27,0% — 27,2%, а в 1990-е гг. составило 22,8% -26,3% — 29,1% [8; 9, с. 75]. Учащиеся 1-й ступени среднего образования в возрасте 10-16 лет (срок обучения 9-10 лет) — это будущий основной контингент системы профессионального образования.

Окончание данной (неполной) средней школы дает право на обучение в начальной профессиональной школе (1-3 года), получение профессии, работы по своей специальности. Затем возможно продолжать образование для получения общего (полного) среднего или среднего специального и далее высшего профессионального образования.

Система профессионального образования в ФРГ — это наиболее широко представленная, востребованная, динамично и успешно развивающаяся структура с разветвленной сетью учебных заведений различного уровня и форм подготовки: 2,6 млн учеников обучаются по 240 профессиям начальной профессиональной подготовки и 94 специальностям в техникумах системы профессионального образования, построенной по иерархическому принципу [10; 7]. Из 51,5 млн (72,4%) обладателей профессионального образования 69,3% получили его в рамках заводского профессионального обучения (дуальная система), 10,4% -по окончании техникумов, 6,8% — в профессиональных (специализированных) вузах, 10,0% — в академических вузах, 1,5% — по окончании аспирантуры определенного профиля. Без профессионального образования числятся 19,2 млн человек, и только относительно 0,7% работающих нет данных о дипломе [10; 7].

В начале 1990-х гг. ФРГ, как и многие страны Европы, столкнулась с кризисом на рынке труда.

Проблемы экономического роста, конкурентоспособности и занятости населения содействовали расширению сети услуг в системе профессионального образования, повышению спроса на различные виды и формы профессиональной подготовки, а также переподготовки и переквалификации лиц трудоспособного возраста и представителей старшего поколения. Для восполнения числа учеников, начинавших дуальное (заводское) профессиональное обучение, был подготовлен специальный проект федерального правительства ФРГ.

Он способствовал привлечению большего числа молодежи в профессиональную систему образования. Были введены повышенные стипендии, поощрительные премии и льготы для успешных учеников курсов заводского обучения, предоставлено право участия в более качественных программах с целью повышения уровня образования или квалификации, а также возможность их повышения за рубежом [10, с.

21]. В рассматриваемый период произошло судьбоносное объединение Германии (1990 г.) после 40-летнего периода независимого существования двух немецких государств разных социально-экономических формаций, что внесло существенные изменения в решение проблемы образования вообще и непрерывного образования в частности.

Население ФРГ численностью в 61 млн человек увеличилось на 17 млн за счет населения Восточной Германии. Уже накануне (за год) до воссоединения страны на западногерманский рынок рабочей силы прибыло полмиллиона граждан ГДР и переселенцев из других стран. Около 4,8 млн работающих по найму (половина всех работающих в новых землях) должны были влиться в процесс обучения и переквалификации.

Около 4,8 млн работающих по найму (половина всех работающих в новых землях) должны были влиться в процесс обучения и переквалификации.

В таких отраслях промышленности, как текстильная и химическая, были вынуждены уволить тысячи низкоквалифицированных рабочих и служащих.

В розничной торговле, в финансовой системе и в секторах сферы услуг появились новые профессии. Около 70% лиц, занятых в сельском хозяйстве Восточной Германии, должны были переквалифицироваться, оставив свою прежнюю работу, как несоответствующую современным требованиям [10, с.

18]. Данное историческое событие коснулось всех секторов, в том числе наиболее престижного — системы высшего образования, которое в 50-60-е гг. ассоциировалось с непрерывным образованием.

Примечательно, что идея непрерывного образования и ее реализация (подготовка и переподготовка специалистов разного уровня) осуществлялась главным образом через высшую школу — посредством повышения квалификации широкого спектра участников.

Вузы стали центром образования для взрослых, то есть для «нетрадиционного» состава студентов. Одновременно университеты утрачивали монополию на высшее образование из-за конкуренции со стороны промышленных фирм, создания ими собственных вузов и учебных центров, своих систем переподготовки высококвалифицированных кадров. Работодатели стали крупными организаторами и инвесторами непрерывного образования.

К середине 1980-х гг. произошел перелом в традиционном распределении немецких абитуриентов и студентов по каналам образования. Учащиеся школ II ступени среднего образования в возрасте 16-19 лет (срок обучения 12-13 лет) традиционно составляли основной контингент студенчества страны. Однако немецкая молодежь старых, а затем и новых земель проявила повышенный интерес к высшему образованию и профессиям, для овладения которыми требуется обучение в высших учебных заведениях.

Количество студентов возросло вдвое.

Данная тенденция привела к недобору учеников системы профессионального образования — будущих квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Рост количества студентов явился причиной того, что впервые за всю историю ФРГ их число превысило количество учеников профессионального обучения.

«На каждого каменщика приходится по одному академику»

— известная реплика одной из публикаций в педагогической прессе этого периода, точно определявшая отношение общества к «перекосам» в системе распределения профессиональных кадров.

Что касается сектора образования взрослых, то его значение в развитии всей системы образования и вклада в экономические успехи Германии трудно переоценить. Одной из отличительных особенностей модели немецкого непрерывного образования является создание широкой разветвленной сети учебных заведений и учреждений, государственных, общинных, частных, конфессиональных, ведомственных, офисных, производственных, предлагающих все виды и формы дальнейшего постформального (начального, среднего, высшего) обучения и особенно профессионального образования.

Профессиональное образование широко представлено в различных типах учебных заведений общего среднего и высшего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Особенно многочисленны профессиональные учебные заведения различных уровней подготовки в системе неформального профессионального образования и повышения квалификации, а также неформального и информального образования и учения в системе образования взрослых.

Система образования взрослых представлена народными университетами, библиотеками, образовательными центрами при церквях и профсоюзах, занимающихся созданием курсов общего и профессионального образования и объединенных в общефедеральную организацию «Работа и жизнь». В Германии насчитывается 938 народных университетов, которые предлагают гражданам свыше 600 тыс.

различных курсов. Из 81,7 млн населения страны 41 млн — лица трудоспособного возраста, из которых в различных мероприятиях непрерывного образования принимают участие более 8,8 млн человек, что составляет 49% (52% мужчин и 47,6% женщин).

Наибольшее число слушателей (22,2 млн, или 28,8%) приходится на лиц 35-55-летнего возраста. В связи с объединением Германии доля населения в возрасте от 19 до 64 лет, принявшая, например, в 2000 г.

участие в мероприятиях по повышению уровня профессиональной подготовки, составила 29%. Из них на новые земли пришелся 31%, на старые земли — 28,% [9, с. 36]. Основной мотивацией для участия слушателей в различных мероприятиях является стремление соответствовать уровню современных требований в профессиональной сфере, подниматься по служебной лестнице (делать карьеру).

Из общего числа всех слушателей 45,1% посещают курсы более широкого профессионального профиля (Weiterbildung), 14,1% -в объеме общего среднего образования, 11,3% — по своей рабочей специальности (Fortbildung), 0,9% — в рамках подготовки к экзаменам по своей специальности (Fortbildung) [7, с. 75]. Вполне закономерно, что в стране, где развиты практически все современные отрасли промышленности и сельское хозяйство и сложилась одна из самых совершенных в мире сфера услуг, наибольшим спросом в системе непрерывного образования в соответствии с социальными запросами населения пользуются такие области экономики, как торговля, сфера услуг. Например, в 2011 г. из 24,6% всех работающих в производственной сфере 1,6% были заняты в сельском хозяйстве, лесной и рыбной отраслях производства и 73,8% — в сфере обслуживания [7, с.

75]. Особым спросом у определенного контингента слушателей пользуются курсы по изучению предметов, выносимых на экзамены в общеобразовательных средних школах (немецкий, английский языки и математика), как курсы, «конкурирующие» со сравнительно новым сектором образования по оказанию дополнительной учебной помощи учащимся в целях повышения успеваемости (аналог нашего репетиторства) (Nachhilfesektor).

Уже в 1990-е гг. около половины всех учащихся пользовались платными услугами этого сектора, в который входят более 3 тыс. частных репетиторских организаций [10]. Стабильный интерес проявляется к курсам по изучению и совершенствованию иностранных языков, за ними по значимости следуют курсы по основам научных знаний о здоровье, художественному творчеству, торговому делу, основам воспитания.

Все более востребованными становятся не только чисто «деловые», но и личностно ориентированные мотивации: желание приобрести навыки общения с партнерами, уметь налаживать производственные и личные взаимоотношения с коллегами по работе, быть готовыми приобрести новую профессию и сменить рабочее место, развивать такие качества личности, как инициативность, готовность принимать самостоятельные решения при возникновении проблем и брать на себя ответственность и др.

Что касается содержания непрерывного образования в целом, то социально-экономическая составляющая преобладает в системе профессионального образования, культурологическая — в системе информального образования, педагогическая (или социально-педагогическая) — в большей или меньшей степени — в каждой из них. В ФРГ разрабатываются программы федерального и земельного (регионального) уровня, где непрерывное образование как процесс получения базовых, профессиональных и дополнительных знаний и компетенций рассматривается в качестве одного из механизмов деловой и социальной мобильности, направленных на обеспечение равенства жизненных шансов граждан, улучшение качества жизни, повышение гражданской активности.

В 2000 г. реализованы следующие программы: —

«Инновации и обучение — развитие возможности профессиональной карьеры в течение всей жизни»

, где предусматривается расширение различных форм переобучения и повышения квалификации; — «Обучение на протяжении всей жизни для всех»; — «Связи с общественностью и маркетинговая стратегия для изменений в сфере демографии» — предназначена для расширения связей между предприятиями различных бизнес-сообществ для принятия конкретных мер по трудоустройству и переподготовке старшего поколения; — «Стратегия непрерывного учения в Федеративной Республике Германии»; — «Формирование профессиональных компетенций: профессиональная квалификация для целевых групп, нуждающихся в особой поддержке» — для лиц с ограниченными возможностями и для молодых мигрантов. В 2001 г. введен Федеральный закон

«О реформировании инструментов политики рынка труда»

.

В 2008 г. внесены изменения в ранее принятые «Закон об образовании взрослых» и «Закон о содействии непрерывному образованию и библиотечному делу» [11]. В этих документах четко прослеживается ориентация на европейские ценности, на развитие ответственности, самостоятельности, самодисциплины, на формирование готовности к профессиональной и географической мобильности. Одним из последних документов, определивших направление политики в области непрерывного образования в первом десятилетии XXI в.

был «Отчет об образовании в Германии» (2006 г.), подготовленный на консорциуме «педагогическим генералитетом», который был представлен Федеральным министерством образования, науки и технологии, Конференцией Министров культуры земель, Германским институтом международных педагогических исследований, Германским институтом молодежи, Высшей школой системы информации, Социологическим исследовательским институтом, а также статистическими ведомствами федерации и земель [12, с.

392]. В ходе работы консорциума было принято решение: готовить аналитические отчеты и публиковать их в печати с периодичностью раз в два года для информирования общества о результатах развития концепции образования в течение всей жизни, о состоянии дел на различных ступенях системы образования — в разделах: «Образование в раннем детстве», «Общеобразовательные школы и неформальное учебное пространство в школьные годы», «Профессиональное образование», «Высшая школа», «Непрерывное образование и учеба в зрелые годы» [12; 13].

В опубликованных в последующие годы (2008 г., 2010 г. и 2012 г.) отчетах по указанным выше разделам отражена динамика развития различных ступеней системы образования, а также по наиболее проблемным областям системы образования (структура школьной системы, демография, образование мигрантов) [14]. Итак, переход Федеративной Республики Германии на новую педагогическую парадигму стал началом серьезных преобразований в системе просвещения, формирования новой интегрированной системы дошкольного, школьного, профессионального, высшего образования и широко разветвленной сети различных учебных заведений как системы образования на протяжении всей жизни».

Последняя предлагает гражданам разнообразные виды и формы образовательных услуг и открывает перспективы профессионального и культурного роста, что стало возможным в результате преодоления серьезных социально-экономических, политических, педагогических и культурных трудностей и решения сложных проблем, стоявших перед образовательной политикой Германии в течение последних 70 лет. Список литературы: 1. Осипов, В. Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования / В.

Г. Осипов. — Ереван, 1989. 2.

Lutzeler, P. M. Deutschland — Grosser Staat?

/ P. M. Lutzeler // Internationale Politik. -1997. — № 2. 3. Picht, G. Die deutsche Bildungskatastrophe / G.

Picht. — Freiburg, 1964. 4. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland // Bereinigte Amtliche Sammlung der Schulvorschriften (BASS) (1989-1990). — Dusseldorf, 1989. 5. Erstes Gesetz zur Ordnung und Forderung der Weiterbildung vom 7. Mai 1982 // Bereinigte Amtliche Sammlung der Schulvorschriften (BASS) (1989-1990).

— Dusseldorf, 1989. 6. Strukturplan fur das Bildungswesen. Empfehlungen des Bildungskommission / hrsg. Deutschenbildungsrat. — Stuttgart, 1971.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 7. Statistisches Jahrbuch der Bundesrepublik Deutschland 2013 // Statistisches Bundesamt. — Weinheim, 2013. 8. Statistisches Jahrbuch der Bundesrepublik Deutschland 2012 // Statistisches Bundesamt.

— Weinheim, 2012. 9. Statistisches Jahrbuch der BRD 2003 // Statistisches Bundesamt. — Wiesbaden, 2003. 10. Weiterbildung in Deutschland.

Qualifizierung in einer sich anderten Welt // Bildung und Wissenschaft. — 1992. — № 1. 11. Deutsch EUT YDJCE // Informationsstelle der Laender im Sekretariat der Kolk. -Bonn, 2013. 12. Demmer, M. Bildungsbericht und nationale Bildungsstrategie // Die Deutsche Schule.

— 2006. — № 4. 13. Konsortium Bildungsberichterstattung.

Bildung in Deutschland : Ein indikatorengestützter Bericht mit einer Analyse zu Bildung und Migration / Gutersloh-Ver-lag W. — Bertelsmann, 2006. 14. Bildungsbericht-2012 : Darstellung der Kompetenzen, Strukturen und Bildungspolitischen Entwicklungen // Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. -Bonn, 2011-2012. Spisok literatury: 1.

Osipov, V. G. Sotsial’no-filosofskii analiz sovremennoi kontseptsii nepreryvnogo ob-razovaniia / V. G. Osipov. — Erevan, 1989. 2.

Lutzeler, P. M. Deutschland — Grosser Staat? / P. M. Lutzeler // Internationale Politik.

— 1997. — № 2. 3. Picht, G. Die deutsche Bildungskatastrophe / G. Picht. — Freiburg, 1964. 4. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland // Bereinigte Amtliche Sammlung der Schulvorschriften (BASS) (1989-1990). — Dusseldorf, 1989. 5. Erstes Gesetz zur Ordnung und Forderung der Weiterbildung vom 7.

Mai 1982 // Bereinigte Amtliche Sammlung der Schulvorschriften (BASS) (1989-1990). — Dusseldorf, 1989. 6. Strukturplan fur das Bildungswesen. Empfehlungen des Bildungskommission / hrsg.

Deutschenbildungsrat. — Stuttgart, 1971. 7. Statistisches Jahrbuch der Bundesrepublik Deutschland 2013 // Statistisches Bundesamt. — Weinheim, 2013. 8. Statistisches Jahrbuch der Bundesrepublik Deutschland 2012 // Statistisches Bundesamt.

— Weinheim, 2012. 9. Statistisches Jahrbuch der BRD 2003 // Statistisches Bundesamt.

— Wiesbaden, 2003. 10. Weiterbildung in Deutschland. Qualifizierung in einer sich anderten Welt // Bildung und Wissenschaft.

— 1992. — № 1. 11. Deutsch EUT YDJCE // Informationsstelle der Laender im Sekretariat der Kolk. -Bonn, 2013. 12. Demmer, M. Bildungsbericht und nationale Bildungsstrategie // Die Deutsche Schule.

— 2006. — № 4. 13. Konsortium Bildungsberichterstattung. Bildung in Deutschland : Ein indikatorengestützter Bericht mit einer Analyse zu Bildung und Migration / Gutersloh-Verlag W.

— Bertelsmann, 2006. 14. Bildungsbericht-2012 : Darstellung der Kompetenzen, Strukturen und Bildungspolitischen Entwicklungen // Das Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland. -Bonn, 2011-2012. Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 1

Знаменитые 4К: критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация

В последнее время стало очень популярным утверждать, что для быстроменяющегося мира необходимо особенное образование. Организация OECD под давлением крупных IT-компаний пропагандирует в Европе систему американского образования.

Одним из инициаторов американизации немецкого образования является уроженец Гамбурга, математик Андреас Шляйхер. Именно он был инициатором введения теста PISA в Германии, Швейцарии и Австрии. Его утверждение о том, что в будущем детям не понадобятся знания, которые преподавались в школах последние 50 лет, а ключевыми компетенциями являются критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация, критикует уже упомянутый Конрад Лиссманн: «Во-первых, никто не знает точно, что нас ждет в будущем.

Этого люди не знали и раньше.

Обучать детей можно только тому, что знаешь сам, а это история, литература, философия, математика и т. п. Попытка обучать детей тому, что не знаешь сам, — это обман».Выдавать четыре компетенции за что-то новое и особенное, по мнению Лиссманна, просто неэтично, это полнейшее заблуждение. Это как утверждать, что раньше люди не имели критического мышления, не коммуницировали, не были креативными и не кооперировали между собой.

Если бы этого не было, то человечество не достигло бы прогресса.

Для критического мышления и креативности необходимы знания, способность читать длинные тексты, концентрироваться и находить взаимосвязи между различными событиями и явлениями.

Наталья МаурерПлачевные результаты теста PISA в 2000 г. стали для Германии коллективной травмой. В эпоху цифровой революции, как это было и в эпоху индустриализации, образование выходит на первое место.

Страх потерять конкурентоспособность в мире под давлением крупных концернов привел к радикальным реформам в системе образования. Основной целью образования, по мнению крупных корпораций, оказывающих огромное влияние на политиков всего мира, является не воспитание гармоничной личности, способной критически мыслить и отстаивать свои интересы, а обучение и воспитание homo economicus, рационального человека, который, является продуктивной частью рабочей силы, оправдывает инвестиции и легко манипулируем. Однако ряд немецких и австрийских ученых и философов утверждают, что у человечества есть возможность самому определять для чего и как оно будет использовать современные технологии, а не предоставлять возможность технологиям разрушать общество.

Эдвард Бернейс, один из крупнейших специалистов по PR, в своей книге «Пропаганда», написанной еще в 1928 г., утверждал: «Что касается этики, то ситуация с пропагандой в образовании обстоит так же, как с пропагандой в бизнесе или политике. Ею можно злоупотребить. С ее помощью можно излишне широко разрекламировать то или иное учебное заведение и внушить публике искусственно созданные ценности.