Примеры нарушение прав ребенка в начальной школе

Примеры нарушение прав ребенка в начальной школе

Порядок действий при ущемлении детских прав в школе


Если педагогами или администрацией образовательного учреждения ущемляется право на обучение, законные представители должны жаловаться в управомоченные органы. Действия родителей зависят от того, кем были совершено нарушение.

Пошаговое руководство:

  • В противном случае, оформляется жалоба в районный отдел образования. К ней прилагается копия заявления директору школы и ответ на него (при наличии).
  • Любой конфликт с педагогом необходимо попытаться урегулировать беседой.
  • Если проблема не решена, необходимо привлечь прокуратуру и/или региональное министерство образования.
  • Если необходимого результата не достигнуто, родителю нужно подать заявление руководителю организации. Документ оформляется в 2 экземплярах, на одном секретарем ставиться отметка о приеме в работу, другой передается директору.
  • Письменный ответ на заявление готовится в течение 30 дней. За этот период проблема должна быть урегулирована.

Как показывает практика, если проблема не решается на уровне директора школы, оптимальным вариантом будет смена педагога или перевод ребенка в другое учреждение. Продолжение разбирательства имеет смысл скорее для восстановления справедливости, однако оставлять несовершеннолетнего в контакте с агрессором опасно для детской психики. Законодательство регулирует права и обязанности ребенка в школе и дома.

Разработано большое количество нормативных актов, посвященных данной проблеме. Однако нарушения в этой сфере носят весьма распространенный характер.

Родителям необходимо принимать максимальные меры, чтобы получение образования ребенком проходило без опасности для его физического и психического здоровья.

Какую бы область нашей жизни мы ни затронули, везде важно соблюдение некоторых правил, чтобы царил не хаос, а порядок.

Каждый из нас является самостоятельной личностью, которая должна знать свои права, но и не следует забывать о том, что у каждого человека есть и определенные обязанности.Чаще всего именно когда ребенок переступает порог школы и приходит в первый класс, он должен иметь представление о том, в чем заключаются права и обязанности учителя и ученика.

Познакомить с самыми основными из них малыша могут еще родители. В статье мы постараемся подробнее разобрать не только права ученика в школе РФ, но и не забудем про их непосредственные обязанности.

Примеры нарушения прав

Какие права ребенка чаще всего нарушаются?

В большинстве случаев это связано с наказаниями. Родители доказывают малышей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми и даже поднимают на них руку.

Многие мамы и папы оправдывают свои действия методом воспитания. Но, на самом деле, это яркое проявление насилия над ребенком. Зачастую, подобное воспитание угнетает малышей. Кроха сильно переживает от сложившейся ситуации.Когда родители узнают о нарушении прав в школе, они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц.

Кроха сильно переживает от сложившейся ситуации.Когда родители узнают о нарушении прав в школе, они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц.

Мамы и папы добьются увольнения педагога за то, что он поднял голос или дал подзатыльник ребенку. При этом они даже не задумаются о том, что сами поступают так же.Физическое насилие над ребенком угнетает его не зависимо от того, кто его совершает.

В итоге ухудшается состояние здоровья малыша, появляется слабость и недомогание.Психологическое воздействие на детей оказывается еще страшнее других форм давления. Оно способствует появлению неуверенности в себе, занижает самомнение и делает ребенка замкнутым.Приведем некоторые примеры нарушения прав детишек.Порою можно встретить в семьях ограничение свободы, целенаправленную порчу имущества и даже лишения пищи с водой. Многие родители делают это в воспитательных целях, не понимая, к чему могут привести их действия.

Если, к примеру, маленькому человеку отказали в приеме у врача из-за отсутствия полиса, нарушено его право на медицинское обслуживание.

Малышу уже десять лет, а он проживает в неблагоприятных условиях и не получает образования. Здесь присутствует нарушение права ребенка на образование.Лишить право родителя можно даже за злостное уклонение от оплаты алиментного содержания.

Ведь все дети имеют имущественные права. При этом, после процедуры лишения, родитель остается должен ребенку оплачивать алименты. Так же за малышом остается право наследования имущества после родителя.Еще один яркий пример нарушения прав детей, это нецелевое использование средств материнского капитала.

Сейчас это довольно актуальная тема, так как программа все еще продолжает свое действие.Согласно ей, все дети семейства имеют право на долю приобретаемого имущества за счет средств государства.Если условия по закону не соблюдаются, родителя могут привлечь к уголовной ответственности.На самом деле права детей регламентированы законом. Если происходит их нарушение, виновники обязательно будут наказаны. Только следует четко провести границы.Один родитель бьет ребенка постоянно, потому – что пьет и его не устраивает поведение малыша.

А другой, просто из-за беспокойства не пускает на дискотеку.

Конечно, подросток может пожаловаться на своего родителя, но он должен понимать, что закончится, это может плохо лично для него.

Заключение

Власти нашей страны признают, что интересы несовершеннолетних детей стоят на первом плане. Каждый ребенок является индивидуальной личностью, которая имеет права с момента появления на свет.

Сначала ему при рождении должны дать имя, гражданство, медицинское обеспечение. Становясь старше его должны отправить учиться, что помогает ему стать образованной личностью. Кроме того, за детьми, сохраняются имущественные права.

Нельзя совершить не одну сделку с участием несовершеннолетних лиц без согласия органов опеки. Государство взяло на себя ответственность защищать несовершеннолетних граждан от давления. А также следить, что права детей до 18 лет соблюдаются.Дорогие читатели, информация в статье могла устареть.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  1. Москва: .
  2. Регионы: .
  3. Санкт-Петербург: .

Или задайте вопрос юристу на сайте.

Это быстро и бесплатно! Поделиться: Бесплатная консультация юриста +7 (499) 110-33-98 Москва и область +7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург и область 8 (800) 600-3617 Другие регионы РФ Новое в разделе Бесплатная консультация юриста +7 (499) 110-33-98 Москва и область +7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург и область 8 (800) 600-3617 Другие регионы РФ Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им. Популярные посты Популярные рубрики Консультация юриста +7 (499) 110-33-98 Москва и область +7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург и область 8 (800) 600-3617 Другие регионы РФ © Copyright 2020, . Все права защищены.

Основные права ребенка в школе

Защита прав и свобод человека — основная обязанность государства.

Особое внимание в данном вопросе уделяется детям, так как они самостоятельно не могут постоять за себя.

Много времени несовершеннолетние граждане проводят в школах. Базовые права детей в учебном заведении закреплены в следующих нормативных актах:

  • Устав школы.

    Нормативная база права на образование

  • Конвенция ООН о правах человека.
  • Конституция РФ.
  • ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в России.

Согласно российскому законодательству в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка. У него есть спектр обязанностей.

Во-первых, профилактика нарушения прав. Во-вторых, проведение мероприятий по просвещению учеников и их родителей. В-третьих, рассмотрение жалоб учащихся.

На практике такой специалист есть не всегда.Объединяя все вышеуказанные законы и подзаконные акты, можно выделить следующие права ребенка в школе:

  • Различные образовательные программы, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
  • Безопасная среда — оборудованные классы, поддержание комфортной температуры и так далее.
  • Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний.
  • Бесплатный доступ к школьной библиотеке.
  • Добровольное посещение дополнительных секций и кружков на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.
  • Выбор учебного заведения с возможностью перехода из одной школы в другую по желанию ученика или родителей.

Часть вышеописанных прав далее рассмотрим подробнее. Но прежде стоит упомянуть и о ряде иных возможностей, закрепленных Конституцией:

  1. гендерное равенство;
  2. бесплатная медицинская помощь в период нахождения на территории школы;
  3. неприкосновенность частной собственности.
  4. доступ к информации об уровне знаний и подготовке;
  5. выбор вероисповедания, выражения своих убеждений;

Для детей с ограниченными возможностями должны организовываться специальные приспособления, дающие им возможность в равной степени с другими детьми получать образование.Важно знать!

Одна из гарантий государства — бесплатное общее образование.

При желании молодые люди вправе на конкурсной основе поступить в среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  1. на обучение в безопасных условиях;
  2. на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  3. на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  4. на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  5. на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  6. на свободу совести и выражение личных убеждений;
  7. на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  8. на помощь школе на добровольных началах;
  9. на бесплатное образование;
  10. на доступ к информации;
  11. на помощь учителей во время обучения;
  12. на бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  13. на участие в школьном самоуправлении;
  14. на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  15. на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  16. на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  17. на выбор учебного заведения;
  18. имущественные права.
  19. на выбор формы получения образования: в школе и вне школы путем семейного образования и самообразования;

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе, недопустимо.

Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями: «При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями: «При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка». Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и учитель не допустил его до уроков. Когда ученика не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование.

У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок. В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д.

Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие меры как замечание, выговор, исключение из школы.

А вот такой меры, как отстранение от урока — нет. Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или ученик могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников. Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред. Если такие «методы воспитания» практикуются в школе, то это повод для родителей обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям. Это ничто иное как применение мер психического насилия по отношению к ученику, унижение его чести и достоинства.

В таком случае родители вправе не только обратиться к администрации школы, но и в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей есть все основания обратиться с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд. Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей.

Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что Министр образования и науки О.Ю.Васильева считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет.

Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре 26 сентября 2016 года. Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании. Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше.
Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием. Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка, в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию.

Главное – не оставлять подобные случаи без разбирательства. Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно.

Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив. Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы, уважать честь и достоинство других учеников и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, а на федеральном уровне — законом об образовании.

Примечание С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова.

Есть такая должность и на региональном уровне.

Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

с последующими изменениями, ответ на свою жалобу заявитель должен получить в срок, не превышающий 30 дней. Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей Конституция РФ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Также в блоге Защищаем права ребенка в школе Метки:

Ответственность

После получения заявления о нарушении прав ребенка родителями или опекуном органы опеки обязаны нанести визит родителям или опекунам ребенка и провести разбирательство на предмет того, имеют ли место быть нарушения его законных прав. При выявлении таковых после проведения разбирательства родители могут лишиться родительских прав или получить ограничения в них в качестве меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Воспитание, которое не соответствует принятым нормам и ущемляющее права ребенка, препятствие общению с родственниками и другие нарушения прав ребенка могут повлечь за собой административную ответственность: штраф или предупреждение.

При наличии факта жестокого обращения предусматривается возможность не только лишения либо ограничения родительских прав, но и уголовная ответственность в виде лишения свободы.Под жестоким обращением понимаются установленные факты избиения, отсутствие дома необходимых продуктов питания, игнорирование требований лечащего врача ребенка и пр. Уголовная ответственность предусматривается для недобросовестного родителя в случае многократного неисполнения обязательств по выплате алиментов.Педагогические работники образовательных учреждений, медицинские специалисты и иные лица, под присмотром которых мог находиться некоторое время ребенок, могут понести административное наказание за допущенное психическое или физическое насилие над личностью ребенка.

Нарушение прав ребенка может обернуться для педагога или иного специалиста наложением штрафа, а при обращении в суд можно добиться компенсации морального ущерба. За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, сопряженное с жестоким обращением, виновное лицо может понести уголовную ответственность.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  1. Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  2. Регионы: 8 (800) 600-36-07.
  3. Москва: +7 (499) 110-86-72.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно! Автор статьиЮрист.

Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.Задать вопрос (1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка. ПОДЕЛИТЬСЯ Facebook Twitter

  1. tweet

Нарушение прав ребенка: какие права чаще всего нарушаются, защита прав детей

Ребенок является полноценным членом общества, как и взрослые люди.

Поэтому права они имеют наравне с ними.

Но, находясь под опекой родителей, порою бывает так, что маленькие люди ущемлены в своих полномочиях. Между тем, они не всегда могут самостоятельно об этом заявить в вышестоящие органы. Но, к сожалению, они не всегда соблюдаются.

Самым маленьких детишкам сложнее всего отстоять свое право, ведь они еще не знают закон.

Стоит понимать, что нарушение прав несовершеннолетних детей карается законом.

Законодательное регулирование

Забота о молодом поколении входит в обязанность любого правового государства.

Вклад государства в защиту несовершеннолетних, в том числе путем, введения санкций за нарушения прав, проведения своевременной профилактической работы и законодательного закрепления ответственности является залогом здорового общества будущего.

Ответственность за нарушение прав ребенка

С заявлением о нарушении прав ребенка в соответствующие органы могут обратиться не только его родители и попечители, но и он сам. Между тем, на практике подобные заявления поступают крайне редко, и в большинстве случаев нарушители остаются безнаказанными в течение долгого времени.

Если же информация о нарушении прав ребенка все же выходит за пределы его семьи или учебного учреждения, после выяснения обстоятельств дела виновные могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. В большинстве случаев нарушение прав ребенка связано с наказаниями.

Родители наказывают малышей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми и даже поднимают на них руку. Многие мамы и папы оправдывают свои действия методом воспитания.

Но, на самом деле, это яркое проявление насилия над ребенком. Зачастую, подобное воспитание угнетает малышей. Кроха сильно переживает от сложившейся ситуации.

Когда родители узнают о нарушении прав в школе или детском саду, они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц.

Мамы и папы добьются увольнения педагога за то, что он повысил голос или дал подзатыльник ребенку. При этом они даже не задумаются о том, что сами поступают так же.

Физическое насилие над ребенком угнетает его не зависимо от того, кто его совершает.

В итоге ухудшается состояние здоровья малыша, появляется слабость и недомогание. Психологическое воздействие на детей оказывается еще страшнее других форм давления. Оно способствует появлению неуверенности в себе, занижает самомнение и делает ребенка замкнутым.

Приведем некоторые примеры нарушения прав детишек.

  1. Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  2. Угрозы в адрес ребенка.
  3. Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами.
  4. Унижение достоинства ребенка.
  5. Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
  6. Уход родителя из дома.
  7. Лишение свободы движения.
  8. Применение физического насилия к ребенку.

Порою можно встретить в семьях ограничение свободы, целенаправленную порчу имущества и даже лишения пищи с водой.

Многие родители делают это в воспитательных целях, не понимая, к чему могут привести их действия.

Сексуальное насилие

До 90% фактов полового насилия над детьми происходят в семье. В качестве агрессоров выступают отцы, отчимы, другие родственники и близкие друзья родителей, педагоги.

Причем именно такие ситуации могут длиться на протяжении длительного промежутка времени, возможно, до нескольких лет, редко выявляются и сложны к доказыванию. Существуют исследования, доказывающие прямую связь между ухудшающейся экономической ситуацией в стране и учащением случаев сексуального насилия над несовершеннолетними.

Нехватка денежных средств для реализации желаний взрослых, повышает уровень употребления алкоголя, следствием чего является увеличение числа подобных фактов.

Неприятные ситуации и что делать

Приведем некоторые ситуации: В современных школах учитель иногда боится привлечь ребенка к физическому труду, т.к.

любой школьник считает, что это незаконно (а современные школьники отлично знают свои права, благодаря СМИ и интернету). В упомянутой конвенции о правах ребенка существует запрет на эксплуатацию детского труда, если он несет в себе опасность для его здоровья, развития либо иным образом ущемляет права.

В остальных случаях, школа может привлечь к посильному труду детей в рамках школы в свободное от учебы время. Это может быть: уборка школьной и пришкольной территории, мелкий ремонт школьного инвентаря, уборка мусора – любая работа, не наносящая вред здоровью и безопасности детей.

Единственное «но» — на такие работы школа должна получить согласие самого ребенка и его родителей (либо других законных представителей). Без согласия – работы запрещены. Кроме того, перед началом любой трудовой деятельности с детьми должен быть проведен инструктаж по технике безопасности.Обязательными работами для детей в школе считаются работы на уроках труда, т.к.