Начисляют ли пени на сзв м

Начисляют ли пени на сзв м

Штрафуют за несданную СЗВ-М, сданную не вовремя (опоздание) или с ошибками


Ст. 17 закона № 27-ФЗ установлена ответственность за следующие нарушения по форме СЗВ-М:

  1. непредставление отчета;
  2. непредставление сведений о застрахованном лице;
  3. нарушение срока его представления;
  4. неполное или недостоверное представление сведений о застрахованном лице.

За любое из указанных нарушений предусмотрен штраф в размере 500 руб. за каждого работника, сведения о котором подлежат включению в форму за отчетный период.

ВАЖНО! Любая незначительная ошибка при заполнении формы, трактуемая органами ПФР как недостоверность в представлении сведений, приведет к штрафу, начисляемому на все количество застрахованных лиц, указанных в отчетности. В случае неуплаты или неполной уплаты финансовых санкций ПФР взыскивает задолженность в судебном порядке (ч. 15, 16, 17 ст. 17 закона № 27-ФЗ).

Таким образом, значительные санкции для страхователя могут возникнуть по причине случайной ошибки, исключить которую просто невозможно вследствие технического или человеческого фактора. Об обязательности указания некоторых сведений при заполнении формы читайте в статье Для осторожных страхователей можно порекомендовать использовать ресурсы онлайн-сервиса «Узнай свой/чужой ИНН» на сайте ФНС по адресу: . См. также .

Процедура привлечения к ответственности

Чтобы назначить штраф за несдачу СЗВ-М или иное правонарушение в сфере персонифицированного учета, ПФР необходимо следовать определенному регламенту.

Так, при обнаружении ошибок или несоответствий составляется акт о нарушении.

Его подписывают должностные лица органа контроля и страхователя. Если работодатель или заказчик не согласен с фактами, выводами и предложениями сотрудника ПФР, он может обжаловать составленный акт в территориальном органе фонда в течение 15 дней со дня получения документа.

Обоснованность возражений, которые обязательно подаются в письменной форме, должны подтверждаться документами. На изучение материалов по делу у руководителя территориального подразделения ПФР есть 10 дней.

В некоторых случаях этот срок может быть продлен на 1 месяц. Затем должностные лица назначают дату, время и место рассмотрения обращения страхователя и разбираются, кто прав: контролер или предприниматель.

Если предприниматель (его представитель) не явится, решение вынесут в его отсутствие. Какое может быть решение? Или привлечь к ответственности, или нет. Соответствующий документ направляют страхователю в течение 5 дней со дня вынесения вердикта.

Вступает он в силу по истечении 10 дней с момента вручения предпринимателю. У бизнесмена есть три месяца, чтобы оспорить требование вышестоящем органе ПФР. А пока он раздумывает, контролеры высылают ему требование об уплате финансовых санкций.

Его надо исполнить в течение 10 календарных дней либо в течение срока, который указан в требовании.

В случае отказа или неполной уплаты ПФР сможет «выбить» штраф за СЗВ-М (несвоевременная сдача — тоже повод для этого) исключительно в судебном порядке. Такой инструмент, как инкассо, фонду запрещено применять с 1 января 2017 года.

Куда оплачивать штраф за СЗВ-М в 2020 году

Штраф оплачивается в территориальное отделение ПФР, где зарегистрирован страхователь.

Обычно реквизиты прописываются в решении о правонарушении и требовании на уплату штрафа.

Если страхователь желает оплатить штраф до получения требования, то точные реквизиты следует уточнять в своем отделении. Обычно в требовании указаны и КБК. В поле 106 платежного поручения указывается «ТР», т.

к. оплата происходит по требованию. А вот для заполнения полей 108 и 109 берется номер и дата самого требования.

СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ О ШТРАФАХ ЗА ДОПОЛНЯЮЩИЕ СЗВ-М НА ЗАБЫТЫХ ЗАСТРАХОВАННЫХ

Штрафы незаконны Штрафы правомерны Волго-Вятский арбитражный округ Постановление АС ВВО от 01.03.2018 № Ф01-190/2018 (1 решение).

Есть аналогичные решения судов апелляционной инстанции.

См., например, Постановления 2 ААС от 21.05.2018 № 02АП-2626/2018, от 11.05.2018 № 02АП-2623/2018, от 11.05.2018 № 02АП-2279/2018, от 11.05.2018 № 02АП-2280/2018 — Восточно-Сибирский арбитражный округ Постановления АС ВСО (3 решения): •от 10.05.2018 № Ф02-1598/2018; •от 21.02.2018 № Ф02-7400/2017; •от 05.10.2017 № Ф02-5102/2017.

Есть аналогичные решения судов апелляционной инстанции. См., например, Постановления 3 ААС от 24.04.2018 № А33-34444/2017, от 23.04.2018 № А33-28508/2017; 4 ААС от 14.05.2018 № А78-18990/2017, от 14.05.2018 № А78-18676/2017 — Дальневосточный арбитражный округ Постановление АС ДВО от 10.04.2017 № Ф03-924/2017 (1 решение) Постановления АС ДВО (5 решений): •от 28.02.2018 № Ф03-154/2018; •от 22.02.2018 № Ф03-243/2018; •от 19.02.2018 № Ф03-253/2018 и др. Поволжский арбитражный округ Постановления АС ПО (19 решений): •от 25.04.2018 № Ф06-31604/2018; •от 18.04.2018 № Ф06-31351/2018; •от 17.04.2018 № Ф06-31739/2018 и др.

— Северо-Западный арбитражный округ — Постановления АС СЗО (2 решения): •от 22.03.2018 № Ф07-1223/2018; •от 26.01.2018 № Ф07-14037/2017. Есть аналогичные решения судов апелляционной инстанции.

См., например, Постановления 14 ААС от 28.04.2018 № 14АП-10424/2017; 13 ААС от 16.05.2018 № 13АП-10484/2018, от 07.05.2018 № 13АП-8448/2018, от 04.05.2018 № 13АП-4457/2018 Московский арбитражный округ Постановлений АС МО с такими выводами нет. Есть судебные решения апелляционной инстанции.

См., например, Постановления 9 ААС от 14.05.2018 № 09АП-13604/2018, от 21.03.2018 № 09АП-5563/2018; 10 ААС от 27.03.2018 № 10АП-3252/2018, от 12.03.2018 № 10АП-1168/2018 Постановление АС МО от 19.04.2018 № Ф05-4104/2018 (свою вину организация не отрицала, штраф снижен с 38 000 руб. до 1000 руб.) (1 решение). Есть аналогичные решения судов апелляционной инстанции. См., например, Постановления 10 ААС от 07.05.2018 № 10АП-3978/2018; 9 ААС от 14.05.2018 № 09АП-19136/2018 (штраф снижен с 15 189 500 руб.

до 50 000 руб.), от 02.04.2018 № 09АП-9264/2018 (штраф снижен с 30 000 руб.

до 15 000 руб.) Западно-Сибирский арбитражный округ Постановление АС ЗСО от 24.05.2018 № Ф04-1234/2018 (1 решение). Есть судебные решения апелляционной инстанции. См., например, Постановления 7 ААС от 14.05.2018 № 07АП-3000/2018; 8 ААС от 11.05.2018 № 08АП-2987/2018, от 10.05.2018 № 08АП-3431/2018 — Северо-Кавказский арбитражный округ Постановлений АС СКО с такими выводами нет.

Есть судебные решения апелляционной инстанции. См., например, Постановления 16 ААС от 28.04.2018 № 16АП-1016/2018, от 23.05.2018 № 16АП-1441/2018 — Уральский арбитражный округ Постановления АС УО (9 решений): •от 11.05.2018 № Ф09-1672/18; •от 08.05.2018 № Ф09-1123/18; •от 25.04.2018 № Ф09-1911/18 и др.
См., например, Постановления 16 ААС от 28.04.2018 № 16АП-1016/2018, от 23.05.2018 № 16АП-1441/2018 — Уральский арбитражный округ Постановления АС УО (9 решений): •от 11.05.2018 № Ф09-1672/18; •от 08.05.2018 № Ф09-1123/18; •от 25.04.2018 № Ф09-1911/18 и др.

Постановление АС УО от 14.02.2018 № Ф09-8784/17 (штраф снижен с 369 000 руб. до 9095 руб.) (1 решение) Центральный арбитражный округ Постановления АС ЦО (2 решения): •от 29.05.2018 № Ф10-1601/2018; •от 29.05.2018 № Ф10-1599/2018.

Есть судебные решения апелляционной инстанции. См., например, Постановления 20 ААС от 01.02.2018 № 20АП-8347/2017, от 24.01.2018 № 20АП-8243/2017; 21 ААС от 08.05.2018 № 21АП-808/2018, от 08.05.2018 № 21АП-466/2018, от 12.04.2018 № 21АП-268/2018 Постановление АС ЦО от 29.08.2017 № Ф10-3563/2017 (свою вину организация не отрицала, штраф снижен с 72 500 руб. до 7250 руб.) (1 решение). Есть аналогичные решения судов апелляционной инстанции.

См., например, Постановление 20 ААС от 07.12.2017 № 20АП-6771/2017 (свою вину организация не отрицала, штраф снижен с 35 000 руб.

до 1000 руб.) Как видим, решений в пользу страхователей было принято больше. Чаще всего к выводам о неправомерности штрафов приходили арбитражные суды кассационной инстанции Поволжского и Уральского арбитражных округов.

А решения в пользу ПФР принимались в основном судами Дальневосточного и Северо-Западного округов.

Как проходит взыскание

Специалисты ПФР выставляют нарушителю требование на уплату, которое необходимо выполнить в течение 10 дней.

В некоторых случаях предусмотрен более длительный срок (его указывают в этом же документе).В случае неисполнения сумму списывают по инкассо со счета компании или индивидуального предпринимателя.

Ошибки в СЗВ-М, за которые придется заплатить штраф

Даже за самостоятельно исправленные ошибки в СЗВ-М ПФР часто штрафует организации. За что точно привлекут организацию?1.

Организация не представляла сведения по форме СЗВ-М в течение нескольких месяцев.

Организации следует представить сведения по форме СЗВ-М за все месяцы непредставления таких сведений (за каждый период — месяц) за каждое застрахованное лицо.

При этом отсутствие согласно позиции ПФР выраженной в —

«факта начисления выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления отчетности по форме СЗВ-М»

. И как следствие, организации следует представить сведения по форме СЗВ-М за все месяцы непредставления таких сведений за каждое застрахованное лицо. Согласно ч. 3 ст. 17 финансовые санкции в размере 500 руб.

применяются в отношении каждого застрахованного лица по каждому месяцу, за который нарушен срок сдачи сведений по форме СЗВ-М. Пенсионным законодательством не предусмотрено освобождение от ответственности в случае нарушения страхователем требований п. 2.2 ст. 11 .2. Физическое лицо проходит в организации обязательные бесплатные общественно полезные работы.

Организация указала сведения о таком физическом лице в форме СЗВ-М. Считается ли указание такого работника ошибкой, влекущей наложение штрафа? Если физическое лицо проходит в организации обязательные бесплатные общественно полезные работы, то сведения о нем не подлежат указанию в форме СЗВ-М.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.13 КоАП обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Обязательные работы назначаются судьей.

Вид обязательных работ и перечень организаций определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Согласно ч. 2 и 4 ст. 32.13 КоАП РФ — судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени. При этом согласно ч. 11 ст. 32.13 КоАП РФ на администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

В соответствии с ч. 5 ст. 32.13 КоАП РФ лица, которым назначено наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

В соответствии с ч. 5 ст. 32.13 КоАП РФ лица, которым назначено наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову. Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в ст.

7

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

, к которым относятся работающие по трудовому договору. А также в п. 4 самой формы СЗВ-М сказано, что следует указывать данные о застрахованных лицах — работниках, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены трудовые договоры, гражданско-правовые договоры. Однако физическое лицо, направленное в организацию для прохождения обязательных общественно полезных работ, не является штатным работником организации, в которую оно направлено, и не состоит с работодателем в трудовых отношениях, ему не выплачивается заработная плата, то есть привлечение гражданина к прохождению обязательных бесплатных общественно полезных работ не образует трудовых отношений.

Таким образом, сведения о физическом лице, направленном в организацию для прохождения обязательных бесплатных общественно полезных работ, не подлежат указанию в отчете по форме СЗВ-М. В рассматриваемой ситуации работодателю необходимо заполнить форму СЗВ-М с кодом «отмн» (отменяющая форма) на физическое лицо, сведения о котором необходимо удалить из исходных данных, загруженных в базу ПФР.

По нашему мнению, подача отменяющей формы позднее установленного срока представления сведений по форме СЗВ-М может повлечь штраф.3.

С несовершеннолетним работником (15 лет) заключен трудовой договор для выполнения легкого труда на два месяца в период каникул.

Согласно ч. 1, 3 ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами. С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и без ущерба для освоения образовательной программы. Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в ст.

7 , к которым относятся работающие по трудовому договору. Исходя из вопроса с несовершеннолетним заключен трудовой договор на два месяца.

Законодательно не установлено исключений для несовершеннолетних работников.

Статьей 17 за несвоевременное представление либо представление работодателем неполных и (или) недостоверных сведений в том числе по форме СЗВ-М предусмотрена ответственность в виде финансовых санкций в сумме 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.

Таким образом, сведения о несовершеннолетнем работнике, с которым заключен трудовой договор для выполнения легкого труда на два месяца в период каникул, подлежат обязательному включению в отчет по форме СЗВ-М за эти два месяца. Работодателю может быть предъявлен штраф в размере 500 руб.4. Представление СЗВ-М на единственного участника, если с ним договор не заключался.

СЗВ-М на учредителя необходимо представлять, если участник работает в организации на основании трудового договора или по гражданско-правовому договору, а также если единственный участник является директором организации без оформления договора. Отсутствие факта начисления в его пользу выплат за отчетный период не является основанием для непредставления отчетности по форме СЗВ-М. В соответствии п. 1 ст. 7 застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

Таким образом, если участник является работником организации на основании трудового договора (в том числе если единственный участник является директором), работает в организации по гражданско-правовому договору, то он является застрахованным лицом и о нем работодатель обязан подавать сведения по форме СЗВ-М.

При этом необходимо учесть, что, по мнению Роструда в выраженное в , на отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется. Единственный участник общества в данной ситуации должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа — генерального директора. Управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

Таким образом, из буквального толкования следует, что единственный участник осуществляет деятельность в должности директора без заключения договора и форму СЗВ-М на него организация сдавать не обязана. Но, согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ — трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Согласно , если физические лица (в том числе руководитель организации, в случае когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, такие лица в целях Закона N 167-ФЗ относятся к работающим лицам. Следовательно, согласно СЗВ-М, на учредителя необходимо представлять даже в случае, если единственный участник является директором организации без заключения договора.

При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц (работающих на основании договора или без него) выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М (письма ПФР , ).5.

Ошибка в номере отчетного периода.

Данная ситуация была рассмотрена в . Организация в установленный срок представила в Пенсионный фонд форму СЗВ-М.

Однако после истечения срока подачи сведений была обнаружена ошибка: в поле для номера отчетного периода вместо «08» (август) указано «07» (июль). Организация представила форму СЗВ-М с верным номером отчетного периода. Так как срок для представления отчета уже прошел, ПФ РФ оштрафовал организацию за несвоевременное представление формы СЗВ-М.

В связи с тем, что организация не исполнила в установленный срок заявленное ПФ РФ требование по уплате штрафа, фонд обратился в суд. Частично удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции признал правомерным привлечение организации к ответственности, посчитав при этом возможным уменьшить размер штрафа.

При определении размера штрафа суд принял во внимание правовую позицию, выраженную в Постановлении КС РФ от 19.01.2016 N 2-П.

В большинстве случаев суды существенно снижают сумму штрафа, опираясь на позицию КС РФ. При обращении в суд можно указать и на иные обстоятельства, помешавшие вовремя сдать отчет (выход из строя компьютера, болезнь бухгалтера). Организация, в свою очередь, не согласившись с таким решением суда, обратилась в апелляционную инстанцию, которая в дальнейшем отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении требования ПФ РФ.

Организация, в свою очередь, не согласившись с таким решением суда, обратилась в апелляционную инстанцию, которая в дальнейшем отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении требования ПФ РФ. Апелляционный суд исходил из того, что организацией были представлены достоверные сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года в установленный срок, в связи с чем оснований для ее привлечения к ответственности у ПФ РФ не имелось. В кассационной жалобе ПФ РФ просил отменить постановление суда апелляционной инстанции как незаконное и необоснованное, ссылаясь на несоответствие изложенных в нем выводов обстоятельствам дела.

Однако Верховный Суд не нашел оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке. Следует обратить внимание на ряд моментов, отмеченных судом апелляционной инстанции, которые повлияли на исход дела: — ПФ РФ ранее были получены сведения за июль; — первоначально представленный отчет с ошибкой в поле для номера отчетного периода был обозначен как «исхд»; — организация представляла возражения на акт проверки с пояснениями, почему исправила ошибку. В такой ситуации контролеры имели возможность идентифицировать своевременно представленные сведения по форме СЗВ-М с номером отчетного периода «07» как отчет за август.

Следовательно, основания для штрафа отсутствовали.

Отметим, что Определение от 22.01.2018 N 301-КГ17-20650 является не единственным решением, в котором суд не считает нужным начислять штраф за то, что организация перепутали месяц в поле «Отчетный период».

К таким выводам, в частности, пришли арбитры в постановлениях АС ПО от 11.12.2017 N Ф06-27663/2017 по делу N А65-15614/2017, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2017 N 08АП-11145/2017 по делу N А81-3334/2017.6.

Представление дополняющих сведений.

Бывает так, что после своевременного представления отчета у организации появилась необходимость направить в ПФ РФ дополняющую форму СЗВ-М еще на некоторых сотрудников.

В ряде решений суды признали за организацией право дополнять и уточнять сведения о застрахованных лицах. Обратимся к Постановлению Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2017 по делу N А54-3773/2017.

Арбитры согласились с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое организацией решение ПФ РФ о наложении штрафа не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы организации.

В рассматриваемом решение, по мнению фонда, двухнедельный срок может применяться только в случае представления недостоверных сведений и не может быть применим к правонарушению, выраженному в представлении неполных сведений.

Особо было отмечено, что в числе лиц, сведения за которых поданы в дополняющей форме СЗВ-М, имелись три пенсионера, получающих страховую пенсию по старости, как следствие, несвоевременное представление индивидуальных сведений по форме СЗВ-М может повлечь перерасходование бюджетных средств. Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица. Судьи отметили, что организация до момента обнаружения фондом несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и данными по результатам проверки и, соответственно, до вынесения оспариваемого решения передала необходимые корректирующие сведения.

При этом представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состава вмененного обществу правонарушения (представление сведений, являющихся неполными и (или) содержащими недостоверные сведения). Итак, установив изложенные обстоятельства, суд сделал верный вывод, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные обществом, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 11.02.2013 N ВАС-1010/13 по делу N А76-7462/2012, Постановлении АС ДВО от 10.04.2017 по делу N А16-1601/2016. Следует отметить, что с учетом положений новой Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 21.12.2016 N 766н, а также того, что с 01.01.2017 ст.

17 Федерального закона N 27-ФЗ определен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, доказать право дополнять и уточнять сведения о застрахованных лицах по истечении срока будет сложней. Однако на сегодняшний день уже есть решения, в которых арбитры руководствуются нормами действующих документов.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 N 09АП-68324/2017 по делу N А40-179114/2017 суд отметил, что согласно п. 39 новой Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФ РФ самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

  1. , генеральный директор

«».

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Будет ли штраф при подаче дополняющей формы СЗВ-М

Рассмотрим, будет ли штраф за подачу дополняющей формы СЗВ-М в 2020 году. Ситуация 1. Исходную форму о застрахованных лицах за сентябрь организация предоставила 4 октября.

А 8 октября бухгалтер обнаружил, что в СВЗ-М забыли указать сведения о сотруднике, принятом на работу 30 сентября. Отчет с данными забытого работника был сдан 11 октября.

Дополняющая СЗВ-М сдана до истечения срока сдачи отчета, будет ли штраф в этом случае?

В инструкции о порядке ведения индивидуального учета сведений о застрахованных лицах № 766н прямо говорится: если работодатель обнаружил ошибку раньше работников ПФР и предоставил исправленную информацию, штрафные санкции к нему не применят. В 2016 году компания «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» довольно поздно — 20 сентября — подала дополняющую СЗВ-М со сведениями о девяти забытых сотрудниках за июнь 2016.
В 2016 году компания «Газпром межрегионгаз Дальний Восток» довольно поздно — 20 сентября — подала дополняющую СЗВ-М со сведениями о девяти забытых сотрудниках за июнь 2016. Пенсионный фонд по результатам камеральной проверки принял решение о взыскании штрафа в размере 4500 рублей.

Это решение поддержал арбитражный суд. Однако Верховный суд, изучив материалы дела, признал решение пенсионного фонда незаконным и отменил его в полном объеме (определение ВС РФ №303-КГ18-99 от 02.07.2018).

Суд исходил из того, что закон не устанавливает сроков страхователю для дополнений и исправлений ранее поданных сведений.

В этом случае работодателю предоставлено право на уточнение данных, зафиксированное в ст. 15 закона № 27-ФЗ и в инструкции № 766н.

Сроки самостоятельного выявления ошибок и сдачи уточненных сведений в дополняющей форме СЗВ-М не конкретизированы (ст. 17 №27-ФЗ), поэтому взимание штрафов, по мнению ВС, неправомерно. Существует несколько примеров частичной отмены решений Пенсионного фонда, в частности, значительное снижение сумм штрафов.
Существует несколько примеров частичной отмены решений Пенсионного фонда, в частности, значительное снижение сумм штрафов.

Рекомендуем прочесть:  Возврат денег при наличномплатеже

Например, арбитражный суд Московской области снизил штраф 38 тысяч рублей до одной тысячи. Ситуация 2. Пример аналогичен ситуации 1, но дополняющая СЗВ-М на забытого сотрудника подана 21 октября 2020 года, то есть за пределами определенного законом срока. Пенсионный фонд в таких случаях обычно принимает решение о финансовых санкциях к забывчивому страхователю.

Но судебная практика по поводу таких дел сложилась неоднозначная. Есть прецеденты, когда суд встал на сторону страхователей, и есть — когда поддерживал требования ПФР о применении санкций. 22 марта 2020 года Арбитражный суд Северо-Западного округа рассмотрел кассационную жалобу АО «Третий парк».

Истец просил признать незаконным штраф, наложенный ПФ. В ходе разбирательства суд выяснил, что общество предоставляло исходные отчеты СЗВ-М с апреля по октябрь 2016 года.

А спустя 3 месяца компания «Третий парк» представила в отделение ПФР дополняющие СЗВ-М на забытых сотрудников за те же периоды. Однако это подача сведений на других сотрудников, а не исправление ранее поданных. Суд не признал требования организации законными и не удовлетворил ее жалобу.

Требования, выдвинутые ПФР, остались в силе. Избежать штрафных санкций поможет передача дел по оформлению отчетности и решению вопросов с проверяющими органами специалистам на . Узнать, на сколько это выгоднее, чем содержание штатных работников, можно Ситуация 3.

Несоответствия обнаружены при сдаче отчета непосредственно в отделение Пенсионного фонда в бумажном виде. В таком случае страхователю вручается уведомление лично в руки под расписку. Если успеть подать дополняющую форму СЗВ-М в течение пяти дней, то можно обойтись без штрафа.

Важно! Возможность корректировки без санкций существует только для сведений по застрахованным лицам, которые уже поданы в первоначальной форме СЗВ-М.

Если сотрудника забыли внести в отчет, то есть сведения о нем попросту отсутствуют в исходном отчете, то даже при соблюдении пятидневного срока подачи уточненных данных, штрафа не избежать. Ситуация 4. Уведомление о необходимости устранения ошибок направлено страхователю по почте заказным письмом или в виде электронного документа. В первом случае днем получения уведомления считается шестой день от даты отправления письма, во втором случае — день отправления.

А далее, как и в предыдущем примере: если соблюсти срок для уточнения данных, то применить санкции ПФР не вправе. Но добавить сотрудника в дополняющую СЗВ-М без штрафа не получится.

Несвоевременная сдача СЗВ-М из-за исправления ошибки

Речь идет о ситуации, когда страхователь представил форму СЗВ-М своевременно, но потом в сданном отчете обнаружилась ошибка (например, неверно указанный отчетный период).

Чтобы исправить положение дел, страхователь подал уточнения, но они поступили в фонд после окончания срока, отведенного для сдачи отчетности. Компаниям и предпринимателям, самостоятельно выявившим и исправившим свои ошибки, штраф не грозит. Об этом прямо сказано в пункте 39 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России .

На практике наказания удается избежать даже тем, кто внес исправления после того, как на ошибку указал Пенсионный фонд.

Так, штраф оспорил предприниматель, который перепутал в отчете графы, отведенные для имени и отчества. Судьи его поддержали из-за незначительного характера оплошности (постановление АС Западно-Сибирского округа в постановлении ; см.

«»). Похожим образом разрешилось дело в отношении компании, допустившей ошибку в отчетстве работника (определения ВС РФ ; см. «»). Обратите внимание: при сдаче СЗВ-М и других отчетов наиболее комфортно будут чувствовать себя те страхователи, которые используют для подготовки и проверки отчетности веб-сервисы (например, систему для отправки отчетности «»).

Все актуальные обновления и проверочные программы устанавливаются в веб-сервисах без участия пользователя. Если данные, которые ввел страхователь, не соответствуют требованиям к заполнению формы и контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки. А своевременное исправление ошибок избавит бухгалтера от необходимости подавать «уточненку», судиться или платить штрафы.

Можно ли снизить сумму штрафа

Если вам ПФР выписал штраф за неточности в отчёте, а вы с ним не согласны, здесь может быть три варианта решения:

  1. Отмена штрафа;
  2. Снижение штрафа;
  3. Оплата штрафа в полном размере.

Закон не предусматривает возможности снижения или отмены штрафа.

Если фонд вам его выписал, вы можете либо согласиться с ним, либо оспорить штраф через суд. Последний уже и решает правомерность представителей государственной структуры. Учтите, чтобы доказать собственную правоту, вам потребуется предоставить обосновывающие доказательства.

Если их у вас нет, то и в суде сказать вам будет нечего. За недолгое существование программы СЗВ-М уже накопилась судебная практика по решению вопросов между страховыми фондами и представителями организаций.

Стоит отметить, что большинство решений было выдвинуто в пользу компаний, а не ПФР.

Важно понимать, что чаще ошибки допускаются в крупных фирмах, в которых трудоустроено несколько десятков человек.

В маленьких компаниях этот риск снижается практически до нуля, а потому и штрафы здесь могут быть минимальные. Если фирма маленькая, и начислен штраф в 500 рублей, то часто судиться с фондом у владельца предприятия нет желания.

Но в больших компаниях штрафы могут начисляться миллионами, а потому случаев судебных решений среди них намного больше.

Виды ответственности

В связи с несвоевременной подачей отчетов в Пенсионный фонд, работодатель может столкнуться с различными штрафными санкциями на основании таких законодательных документов:

  1. Закон под номером 27, которым регулируется вопрос персонифицированного учета;
  2. правительственное постановление №329, устанавливающий порядок, по которому происходит формирование отчетов.
  3. Бюджетный кодекс России;
  4. Закон №400 – про страховое пенсионное обеспечение;

Например, статья 17 ФЗ под номером 27 определяет, что плательщик взносов может быть привлечен к ответственности, если подаст отменяющую форму СЗВ-М.

В то же время, нет такой статьи, которая бы предусматривала условия для освобождения от штрафных санкций, если плательщик лично обнаружил допущенные ошибки и исправил их. Большинство представителей контролирующих органов заявляют о том, что не будут привлекать к ответственности организации, которые самостоятельно выявили и исправили допущенные ошибки. Однако, исходя из отсутствия подобного рода законодательных норм, нельзя с уверенностью утверждать, что все произойдет именно так.

В той же ситуации, когда работодатель укажет в отчете СЗВ-М неполные данные, ему грозят такие же штрафные санкции, как и в случае несвоевременной подачи формы: будет наложен штраф в размере 500 рублей за каждое физлицо, о котором была предоставлена неточная информация.

Представление неполных или недостоверных сведений

Наиболее распространенным правонарушением является предоставление неполных либо недостоверных сведений. Однако, в данном случае суды встают на сторону страхователя. Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, действующей в рассматриваемый период, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений.

Стоит иметь в виду, что первоначально сведения необходимо подавать по форме «ИСХ», а последующие — по форме «ДОП».Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

К тому же, Закон № 27-ФЗ не позволяет сделать вывод о том, что законодатель предусмотрел ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.

Ошибки могут быть различны (например, в имени или в цифре ИНН).

Однако, главным условием при признании судами отсутствия правонарушения является то, что застрахованное лицо в конечном итоге могло быть идентифицировано (например, неверно указали фамилию, однако, верно указан ИНН застрахованного лица). Такие ошибки признаются техническими, которые нельзя квалифицировать как представление страхователем недостоверных сведений в отношении застрахованного лица. Ошибки могут быть устранены как до истечения двухнедельного срока после получения соответствующего уведомления от страховщика, так и после истечения, что не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Кроме того, непосредственно Пенсионный фонд дал разъяснения в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379

«О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ»

: если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, ПФР считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ. Также может возникнуть ситуация, когда страхователь должен подать сведения, например, о 10 застрахованных у него лицах, однако, по какой-либо причине им были поданы сведения лишь о 7 застрахованных.

Уполномоченный орган в таких случаях считает, что необходимо привлекать страхователя к ответственности, так как при подаче СЗВ-М по форме «ИСХ» сведения являлись неполными, дополнительно же о 3 застрахованных лицах страхователь не имел права подавать СЗВ-М по форме «ДОП». В таких случаях необходимо ориентироваться на наличие либо отсутствие со стороны органа факта выявления ошибки в представленных сведениях.

Если будет установлено, что сведения, поданные страхователем, были приняты, предупреждение о выявлении ошибок направлено не было, то страхователь не может быть привлечен к ответственности. В данном случае используется уже указанный подход: первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты и (или) ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, при наличии правовых оснований суды встают на сторону работодателей.

Однако, во избежание возможных судебных разбирательства, советуем вовремя представлять сведения по форме СЗВ-М и проверять их на полноту и достоверность.

  1. , специалист в области трудового права

«». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Как ПФР будет взыскивать штрафы в 2020 году

Порядок взыскания штрафов за несвоевременную сдачу СЗВ-М и за несоблюдение порядка представления отчета, описан в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Процедура взыскания штрафов состоит из нескольких этапов. Так, частности, будет составлен акт.

Потом вам выставят требование об уплате штрафа за несвоевременное представление СЗВ-М.

Его нужно будет уплатить в течение 10 календарных дней с даты получения. Либо для уплаты штрафа может быть установлен более длительный срок непосредственно в самом требовании. Уплатить штраф за несовременно сданный СЗВ-М в 2020 году нужно будет на КБК 392 1 16 20010 06 6000 140.

Он не изменился.В 2020 году года подразделения ПФР вправе взыскивать любые штрафы за СЗВ-М исключительно в судебном порядке. Об этом прямо сказано в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

Списывать штрафы за СЗВ-М непосредственно с банковских счетов органы ПФР не вправе. Соответственно и применять форму решения о взыскании со счетов (2-ПФР), утвержденную Постановлением Плавления ПФР от 29.07.

2016 № 684п, они тоже не должны.Стоит заметить, что в 2016 году органы ПФР, действительно, были вправе списывать штрафы за СЗВ-М в досудебном порядке и списывать штрафы непосредственно со счетов плательщиков. Такая возможность была предусмотрена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Однако с 2017 года такой возможности у ПФР нет.Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Взыскание штрафа за СЗВ-М

Если вы все-таки не успели сдать форму в срок, то сначала специалисты ПФР выставят вам требование об уплате штрафа за непредоставление СЗВ-М (, ). Его нужно будет уплатить в течение 10 календарных дней с даты получения требования. Либо для уплаты штрафа может быть установлен более длительный срок непосредственно в самом требовании ().

Если же в указанный срок страхователь штраф не уплатит, то специалисты ПФР будут вправе вынести решение об обращении взыскания на счета плательщика взносов (, ). То есть сумма со счета организации или ИП будет списана по инкассо. В заключение отметим, что ответственность за СЗВ-М предусмотрена не только для случаев несвоевременной сдачи формы, но и за представление неполных или недостоверных сведений в ней.