Локальные нормативные акты распространяют свое действие

Локальные нормативные акты работодателя


Вы здесь Опубликовано 2012-07-17 04:53 пользователем Valeratal «Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2011, N 3 ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РАБОТОДАТЕЛЯ Процесс создания и функционирования системы управления персоналом в организации предусматривает создание соответствующей документации, в которой фиксируется порядок определенных процедур, направленных на достижение целей управления персоналом организации.

В соответствии со ст. 5 ТК РФ

«.трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права»

. Работодатели (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) принимают локальные нормативные акты — это документы, содержащие нормы трудового права, подготовленные в пределах компетенции работодателя в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Словарь кадрового делопроизводства. Локальный нормативный акт — разрабатываемый и принимаемый органами управления организации в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством, внутренний документ, устанавливающий нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования производственной, управленческой, финансовой, коммерческой, кадровой и иной функциональной деятельности внутри организации.

В ряде случаев работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учесть мнение представительного органа работников, однако в законодательстве есть фраза о том, что это мнение следует учесть при наличии такого представительного органа. Также согласование локальных нормативных актов перед их вводом в действие с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором.

В случае проверки организации государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере труда действие локальных нормативных актов, нарушающих требования ст. 8 ТК РФ, будет отменено, а виновные должностные лица будут привлечены к административной ответственности.

Локальные нормативные акты, принимаемые работодателем, можно условно разделить на акты, принимаемые работодателем единолично, или акты, принимаемые с учетом мнения представительного органа работников.

К числу локальных нормативных актов, принимаемых работодателем единолично (через органы управления организацией), можно отнести штатное расписание, должностные инструкции, приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание. Содержание и рекомендуемые наименования локальных нормативных актов, принимаемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников, представлены в табл.

1. Цитируя закон: статья 8 ТК РФ Таблица 1 Локальные нормативные акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников Содержание локального нормативного акта Норма ТК РФ,упоминающаяакт Извлечения из статей ТК РФ, содержащих ссылкуна необходимость принятия локального нормативного акта или рекомендующих осветить соответствующий вопрос влокальном нормативном акте Наименование локального нормативного акта(рекомендация) Внутренний трудовой распорядок Статья 189 Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. ПВТР — локальный нормативный акт, регламентирующий.порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, атакже иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя Правила внутреннего трудового распорядка Дисциплина труда Статья 189 Работодатель обязан в соответствии с локальными нормативными актами. создавать условия, необходимые длясоблюдения работниками дисциплины труда Положение о дисциплине Система оплаты и стимулирования труда Статья 135 Системы оплаты труда, включая размеры тарифныхставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в т.

ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характераи системы премирования устанавливаются. локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительногооргана работников Положение об оплате труда.

Положение о материальном стимулировании Положение о премировании Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни Статья 153 Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться. локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органаработников Положение об оплате труда. Правила внутреннего трудового распорядка Оплата труда в ночное время Статья 154 Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное времяустанавливаются локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органаработников Положение об оплате труда.

Правила внутреннего трудового распорядка Оплата за свехурочные работы Статья 152 Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться локальным нормативным актом Положение об оплате труда. Правила внутреннего трудового распорядка Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиямитруда Статья 147 Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительногооргана работников в порядке, установленном ст.

372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов Положение об оплате труда. Правила внутреннего трудового распорядка Форма расчетного листка о составных частях заработной платы Часть 2ст.

136 Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительногооргана работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов Приложение к положению об оплате труда Дисциплинарные взыскания Статья 192 Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями одисциплине Правила внутреннего трудового распорядка Введение, замена и пересмотр норм труда Статья 162 Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительногооргана работников Положение о нормировании труда Порядок и размерывозмещения расходов, связанных со служебными командировками Статья 168 Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом Положение о направлении работников в служебные командировки Передача персональных данных работников Статья 88 Работодатель должен осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальнымнормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись Положение о защите персональных данных работников Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем Статья 101 Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органаработников Приложение к правилам внутреннего трудового распорядка Сменность работы Статья 103 При составлении графиковсменности работодатель учитывает мнение представительного органаработников в порядке, установленном ст.

372ТК РФ для принятия локальных нормативных актов График сменности Охрана труда работников Статья 212 Работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов Правила (инструкция) по охране труда Комитет (комиссия) по охране труда Статья 218 Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральныморганом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политикии нормативно-правовому регулированию в сфере труда Положение о комитете (комиссии) по охране труда Порядок проведения аттестации работников Пункт 3 ч. 1ст. 81 Порядок проведения аттестации (п.

3 ч. 1ст. 81 ТК РФ) устанавливается трудовымзаконодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органаработников Положение об аттестации персонала Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей Статья 196 Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительногооргана работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов Положение об обучении (профессиональномразвитии) персонала Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков Статья 123 Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графикомотпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарногогода в порядке, установленном ст.

372ТК РФ для принятия локальных нормативных актов График отпусков Перечень профессий и должностей работников, имеющих право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск Статья 116 Порядок и условия предоставления ежегодныхдополнительных оплачиваемых отпусков определяются коллективными договорамиили локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации Приложение к правилам внутреннего трудового распорядка Работодатель и представительные органы работников могут определить необходимость согласования локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с представительным органом работников, действующим в организации, установив соответствующее правило в коллективном договоре. В целях оказания помощи организациям в разработке локальных нормативных актов в сфере управления персоналом рассмотрим структуру и примерное содержание разделов документов, поименованных в табл. 1. По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты (положение о персонале, положение о порядке ведения коллективных переговоров, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам, инструкция по кадровому делопроизводству и др.).

Локальные нормативные акты по вопросам оплаты труда, премирования и материального стимулирования работников организации По вопросам документирования системы оплаты труда, действующей в организации, разрабатывается целый ряд содержательно взаимосвязанных документов — положение об оплате труда, положение о премировании персонала, положение о стимулировании персонала, положение о премировании по итогам года, положение о материальном поощрении работников и др. Единственно правильного ответа на вопрос о том, нужно ли систему оплаты описывать в одном документе с формами материального стимулирования персонала, нет. Исходя из сущности рассматриваемых категорий, на взгляд автора, создавать единый документ целесообразнее, т.

к. материальное поощрение и премирование персонала (в любых его формах) — составная часть системы оплаты труда (табл. 2). Таблица 2 Структура и содержание Положения об оплате труда N п/п Наименование раздела Содержание 1 Общие положения Основные акты (законы, подзаконные акты, локальные акты организации), которыми регулируются вопросы оплаты труда в организации.

Лицо, ответственное в организации за исчисление заработной оплаты работнику.

Лицо, ответственное в организации за решение вопросов о премировании работников. Работники организации, на которых распространяется данное Положение об оплате труда.

Правила и сроки предоставления работнику расчетного листка, форма которого устанавливается в приложении к этому Положению 2 Заработная плата работников Требования к работнику, необходимые для начисления ему заработной платы. Нормы труда, если они прямо связаны с суммами выплачиваемой зарплаты. Система оплаты труда для отдельных категорий работников.

Размеры заработной платы для отдельных категорий работников. Размеры доплат и надбавок для отдельных категорий работников.

Порядок, место и срок выплаты заработной платы. Случаи удержаний из заработной платы, а также ограничения размера таких удержаний.Правила оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Эти правила могут быть выделены в отдельный раздел илиподраздел данного раздела, в т. ч.: — в особых условиях (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями); — в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; — при выполнении работ различной квалификации; — при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника; — за пределами нормальной продолжительности рабочего времени; — в выходные и нерабочие праздничные дни; — в ночное время; — при невыполнении норм труда (должностныхобязанностей); — при изготовлении продукции, оказавшейся браком; — при простое; — при освоении новых производств (продукции); — нормы труда, если они прямо связаны с суммами выплачиваемой зарплаты 3 Премирование работников заосновные результаты деятельности Виды премий. Показатели премирования. Размеры премий.

Круг работников, которые могут рассчитывать на денежное поощрение. Сроки выплаты премий. Если в организации применяются различные дифференцированные премии, то все поощрения могут быть вынесены в отдельные разделы с сохранением раздела, содержащегообщие правила о премировании, или в отдельные документы (Положения), принятые приложениями к данному Положению 4 Социальный пакет Все виды социальных выплат и льгот, предлагаемых сотрудникам данной организации, — дополняющие условия труда, социальные, имиджевые, индивидуальные 5 Заключительные положения Прочие вопросы оплаты труда, не рассмотренные в предыдущих разделах.

Вступление Положения в силу. Порядок внесения в него изменений. Указание на должностное лицо, ответственное за хранение Положения, и т. д. Можно рекомендовать зафиксировать порядок премирования персонала, а также перечни показателей премирования в приложениях к положению об оплате труда. Тогда пересмотреть отдельные положения премирования персонала, например, по составу показателей, размеров и условий премирования будет проще.

Тогда пересмотреть отдельные положения премирования персонала, например, по составу показателей, размеров и условий премирования будет проще.

По нашему мнению, наиболее правильным является все же создание единого документа, поскольку это в первую очередь обеспечит непротиворечивость данного документа, его системность и последовательность в регулировании отношений по оплате труда в организации. Приложением к положению об оплате труда необходимо утвердить форму расчетного листка, в котором должны отражаться составные части заработной платы, размеры и основания произведенных удержаний, общая денежная сумма, подлежащая выплате. При этом в положении указываются правила и сроки предоставления работнику этого расчетного листка.

Особое место в системе оплаты труда занимают порядок и правила премирования работников.

Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Такое право работодателю целесообразно реализовывать в разработанном и утвержденном в организации локальном нормативном акте — положении о премировании (табл.

3). Система премирования может быть зафиксирована в нескольких положениях, что определяется конкретными задачами и условиями стимулирования труда. Отдельный работник может быть премирован по нескольким основаниям. Таблица 3 Структура и содержание Положения о премировании работников N п/п Наименование раздела Содержание 1 Общие положения Основные акты (законы, подзаконные акты, локальные акты организации), которыми регулируются вопросы оплаты труда в организации.

Лицо, ответственное в организации за решение вопросов о премировании работников. Работники организации, на которых распространяется данное Положение 2 Виды премий Виды премий, на которые может рассчитыватьработник данной организации. Премия может выплачиваться по итогам месяца, квартала, года либо по итогам выполнения какой-либо конкретной работы — завершения того или иного проекта и т.

д. 3 Показатели и условия премирования При каких условиях (при выполнении каких требований) работник может рассчитывать наполучение премий. На практике часто бывает, что в рассматриваемом Положении также устанавливаются и обратные показатели — показатели депремирования, т.

е. перечни условий, при которых размер премии работника может быть урезан 4 Размеры вознаграждений Сумма премии может устанавливаться в фиксированном размере либо в процентах от зарплаты 5 Круг премируемых работников Какие конкретные работники и при достижении каких показателей могут рассчитывать на тот или иной вид и размер премии 6 Сроки и порядок выплаты премий Сроки осуществления премиальных выплат и порядок начисления премий Оценка персонала и аттестация работников К числу локальных нормативных актов, утверждаемых работодателем в части оценки персонала, можно отнести положение о деловой оценке персонала и положение об аттестации персонала.

Поскольку в ТК РФ в связи с увольнением работника упоминается аттестация персонала как процедура установления соответствия квалификации работника требованиям занимаемой должности, рассмотрим структуру и содержание положения об аттестации персонала (табл.

4). Таблица 4 Структура и содержание Положения об аттестации персонала N п/п Наименование раздела Содержание 1 Общие положения Момент вступления документа в действие. Цель аттестации. Задачи аттестации.

Основные принципы аттестации. Периодичность аттестации. Перечень категорий работников, освобождаемых от прохождения аттестации.

Перечень нормативных документов, на основекоторых проводится аттестация 2 Организация и сроки проведения аттестации Документы, которые являются основанием дляпроведения аттестации (приказ, представления и др.).

Структурное подразделение, ответственное за подготовку и проведение аттестации. Содержание организационной работы по подготовке аттестации.

Перечень документов, которые должны быть разработаны на этапе подготовки аттестации. Сроки подготовки документов и порядок ознакомления с ними работников, подлежащихаттестации 3 Аттестационная комиссия, ее состав и регламент работы Количество аттестационных комиссий и их состав.

Создание в составе аттестационной комиссииэкспертной группы для оценки деятельности руководителей структурных подразделений и их заместителей. Содержание работы аттестационной комиссии в период подготовки аттестации и разработка перечня вопросов для аттестационных тестов. Форма и порядок проведения аттестации работников.

Решения, которые принимает аттестационная комиссия по результатам аттестации.

Рекомендации, которые может давать аттестационная комиссия. Порядок голосования (открытое, тайное), кворум, необходимый для принятия решения; условия, при которых решение считается принятым.

Документ, в котором фиксируется решение аттестационной комиссии, порядок его подписания. Порядок объявления результатов аттестации Аттестационный лист, порядок его подписания; указание, куда направляется каждый экземпляр.

Порядок аттестации членов аттестационных комиссий. Учет предложений аттестуемых работников, высказанных в ходе аттестации.

Сроки представления решений аттестационнойкомиссии руководству организации 4 Реализация решений аттестационной комиссии Наименование и содержание документа, которым оформляется решение, принимаемое руководителем организации по результатам аттестации; сроки его издания. Действия руководителя организации в отношении работников, признанных по результатам аттестации не соответствующимизанимаемой должности или заявленной квалификационной категории.

Сроки проведения повторной аттестации.

Порядок разрешения трудовых споров по вопросам аттестации 5 Заключительные положения Прочие вопросы аттестации персонала, не рассмотренные в предыдущих разделах. Вступление Положения в силу. Порядок внесения в него изменений. Указание на должностное лицо, ответственное за хранение Положения, и т.

д. 6 Приложения Форма графика проведения аттестации. Форма представления на аттестацию. Форма аттестационного листа. Форма протокола аттестационной комиссии Защита персональных данных работников Предмет и направления защиты персональных данных должны быть зафиксированы в положении о защите персональных данных, где целесообразно отразить: — цель и задачи организации в области защиты персональных данных; — перечень документов и сведений, содержащих персональные данные работников; — общие требования при обработке персональных данных и гарантии их защиты; — порядок хранения и использования персональных данных работника; — правила передачи персональных данных работников; — права работников по обеспечению защиты персональных данных, хранящихся у работодателя; — ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных.

Форма аттестационного листа. Форма протокола аттестационной комиссии Защита персональных данных работников Предмет и направления защиты персональных данных должны быть зафиксированы в положении о защите персональных данных, где целесообразно отразить: — цель и задачи организации в области защиты персональных данных; — перечень документов и сведений, содержащих персональные данные работников; — общие требования при обработке персональных данных и гарантии их защиты; — порядок хранения и использования персональных данных работника; — правила передачи персональных данных работников; — права работников по обеспечению защиты персональных данных, хранящихся у работодателя; — ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных. Приложениями к такому документу оформляют перечень сведений, относящихся к персональным данным работников. Данный перечень подробно раскрывает персональную информацию, содержащуюся в комплексах кадровой документации.

Перечень может быть разделен на несколько частей: — инструкция по обеспечению безопасности персональных данных работников; — инструкция по обработке, хранению и движению документов, содержащих персональные данные работников организации. Она регламентирует работу сотрудников, обрабатывающих персональные данные работников, фиксирует учетные и иные технологические формы, необходимые для организации обработки, хранения и движения документов, содержащих персональные данные работников, например подписной лист с обязательством о неразглашении персональных данных работников, или форму документа, отражающего согласие работника на обработку и хранение его персональных данных в организации.

Сопутствующими (взаимосвязанными) документами, фиксирующими задачи, функции и ответственность служб, осуществляющих защиту персональных данных работников, являются положение о службе кадров и должностные инструкции сотрудников, обрабатывающих персональные данные работников. Служебные командировки Направление сотрудника в командировку сопровождается оформлением целого ряда документов по утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 и от 01.08.2001 N 55 унифицированным формам: — приказ (распоряжение) о направлении в командировку (форма N Т-9 или N Т-9а); — командировочное удостоверение (форма N Т-10); — служебное задание и отчет о его выполнении (форма N Т-10а); — авансовый отчет (форма N АО-1).

Кроме них в компании должен быть документ, устанавливающий размеры суточных, — в ст. 168 ТК РФ сказано, что это может быть коллективный договор или же локальный нормативный акт, положение о командировках (табл.

5). Таблица 5 Структура и содержание Положения о направлении работников в служебные командировки N п/п Наименование раздела Содержание 1 Общие положения Основные акты (законы, подзаконные акты, локальные акты организации), которыми регулируются вопросы направления работников в служебные командировки. Лицо, ответственное в организации за решение вопросов о направлении работников в командировку 2 Термины и определения Определение понятий «служебная командировка», «служебная поездка», «служебные разъезды» 3 Ограничения на командирование сотрудников Категории работников, на которые распространяются ограничения в части направления их в служебные командировки. Получение письменного согласия на направление в командировку.

Права отдельных категорий работников отказаться от направления в командировку 4 Сроки командирования Должностное лицо организации, определяющеесроки командирования.

Максимальные сроки командирования. Фактические сроки пребывания в командировке: день приезда и выезда.

Явка работника на работу в день приезда изкомандировки 5 Оформление документов на командировку Документооборот по командированию. Оформление служебного задания. Оформление приказа (распоряжения) о направлении в командировку. Оформление командировочного удостоверения:документы, оформляемые работником по возвращении из командировки.

Оформление командировочного удостоверения:документы, оформляемые работником по возвращении из командировки. Оформление отчета о выполненной работе за период командировки 6 Суточные Размеры, порядок и условия выплаты суточных 7 Другие командировочные расходы На проезд до места командирования и обратно. На наем жилого помещения и оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах.

На телефонные разговоры. На оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов. На консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

На такси 8 Отзыв из командировки или отмена командировки Порядок оформления отзыва из командировки или отмены командировки 9 Заключительные положения Прочие вопросы командирования сотрудников,не рассмотренные в предыдущих разделах. Вступление Положения в силу. Порядок внесения в него изменений. Указание на должностное лицо, ответственное за хранение Положения, и т.

д. Обучение и профессиональное развитие Положение об обучении персонала определяет цели, задачи обучения, основные виды обучения, порядок взаимодействия структурных подразделений компании, ответственность, полномочия и обязанности сотрудников при организации обучения персонала компании. Такой документ разрабатывается с целью систематизации действий и процедур, направленных на обучение и развитие персонала, для обеспечения профессионального роста сотрудников и оптимизации расходов компании на обучение, установления взаимных прав и обязанностей компании и ее сотрудников.

Таблица 6 Структура и содержание Положения об обучении персонала N п/п Наименование раздела Содержание 1 Общие положения Основные акты (законы, подзаконные акты, локальные акты организации), которыми регулируются вопросы направления работников в служебные командировки.

Лицо, ответственное в организации за решение вопросов об обучении персонала 2 Цели и задачи профессионального развитиякадров Цель и задачи профессионального развития персонала компании 3 Виды обучения персонала Формы планирования и организации обучения персонала. Формы проведения обучения подразделяются на индивидуальные и корпоративные 4 Планирование и организацияобучения Размеры годового бюджета на обучение, ответственность за планирование, организацию, оплату и контроль всего процесса обучения.

Формы проведения обучения подразделяются на индивидуальные и корпоративные 4 Планирование и организацияобучения Размеры годового бюджета на обучение, ответственность за планирование, организацию, оплату и контроль всего процесса обучения.

Структура и содержание плана по обучению 5 Оценка эффективности обучения Субъекты оценки.

Сроки (период) оценивания. Форма проведения оценки (анкетирование, квалификационные тесты, квалификационный экзамен, собеседование).

Порядок проведения оценки. Документооборот по оценке 6 Ответственность Сфера ответственности руководителей структурных подразделений (участие в определении потребности в обучении, подачазаявки на проведение обучения сотрудников подразделения, соблюдение дисциплины обучающимися в процессе обучения, контрольза применением сотрудником на практике полученных знаний и навыков). Сфера ответственности подразделения по работе с персоналом (в части подбора оптимальной формы и метода обучения, методического обеспечения процесса обучения (при организации внутреннего обучения), за организацию обучения, включая подбор обучающей организации, согласование договора, своевременное информирование сотрудника о дате и месте обучения). Ответственность обучающегося (в случае отсутствия сотрудника на обучении без мотивированной причины и своевременного предупреждения) 7 Заключительные положения Прочие вопросы обучения сотрудников, не рассмотренные в предыдущих разделах.

Вступление Положения в силу. Порядок внесения в него изменений. Указание на должностное лицо, ответственное за хранение Положения, и т. д. Библиографический список 1.

ГОСТ Р 6.30-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации.

Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации.

Требования к оформлению документов

«, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст «

О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации». 2. Митрофанова Е. А. Внутренние нормативные документы по стимулированию персонала // Кадровик.

Кадровое делопроизводство. 2008.

N 3. М. Ловчева К. э. н., доцент, зам. заведующего кафедрой управления персоналом ГУУ по науке Подписано в печать 28.02.2011 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Как разработать и ввести в действие локальные нормативные акты

Вы здесь Опубликовано 2013-12-12 20:47 пользователем hrconsul «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2012, N 7 КАК РАЗРАБОТАТЬ И ВВЕСТИ В ДЕЙСТВИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Какие локальные нормативные акты (ЛНА) должны быть приняты в каждой организации?

Как подготовить и согласовать проект ЛНА?

Как учесть мнение выборного органа первичной профсоюзной организации?

Как утвердить и ознакомить с ним сотрудников?

Что делать, если отдельные работники отказываются подтвердить ознакомление с ЛНА?

Необходимость принятия локальных нормативных актов (далее — ЛНА) диктуется несколькими обстоятельствами: — законом, т. к. по ряду вопросов трудовое законодательство предписывает принять ЛНА в обязательном порядке (см.

таблицу 1); — коллективным договором, соглашением, если, конечно, таковые имеются и в них установлена обязанность принятия тех или иных ЛНА по каким-либо вопросам; — письмами Минфина России, которые в ряде случаев запрещают относить те или иные затраты организации к расходам для целей налогообложения, если таковые затраты не установлены локальным нормативным актом (например, надбавки за сложные условия труда, за работу в вечернее время, вознаграждение за выслугу лет, оплату билетов при командировании работников, стоимость продуктов питания, использованных для приготовления бесплатных обедов, и др.); — прагматичным желанием работодателя ознакомить работника с правилами поведения в тех или иных ситуациях, чтобы потом за нарушение этих правил с работника можно было спросить.

Таблица 1. Локальные нормативные акты, обязательность наличия которых установлена законодательством N п/п Название ЛНА Обязательные требования к содержанию Нормативный правовой акт, которым установлена обязательность ЛНА 1 2 3 4 I.

Для всех организаций 1 Правила внутреннего трудового распорядка Второй выходной день. Если нижеперечисленные положения не включены в трудовой договор, они должны быть в ПВТР: сроки выплаты заработной платы (ст.

22 ТК РФ), рабочее время (ст. 91 ТК РФ), режим рабочего времени (ст.

100 ТК РФ), порядок введения суммированного учета рабочего времени (ст.

104 ТК РФ), время предоставления перерыва для отдыха и питания (ст. 108 ТК РФ), продолжительность дополнительного отпуска для работников с режимом ненормированного рабочего дня (ст.

119 ТК РФ), дни выплаты зарплаты (ст. 136 ТК РФ) Статья 189 ТК РФ 2 Правила и инструкции по охране труда Абзац 21 ч.

2 ст. 212 ТК РФ 3 Положение об оплате труда Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.

Форма расчетного листка Статьи 135 и 136 ТК РФ 4 О противопожарном режиме См.

подробно указанные акты Пункты 15, 103 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) 5 Положение о персональных данных работников Порядок обработки персональных данных работников, права и обязанности работников в данной области Часть 8 ст. 86, ст. 87 ТК РФ 6 Штатное расписание См.

унифицированную форму Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 II. В специальных случаях 1 Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем Статья 101 ТК РФ 2 ЛНА, предусматривающий разделение рабочего дня на части Статья 105 ТК РФ 3 Положение о филиале, представительстве Абзац 7 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; абз.

6 п. 1 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; абз.

7 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Примечание. См. статью «Как организовать работу с персональными данными в кадровых подразделениях» на с. 40 журнала N 3, 2012. Хотим особо подчеркнуть, что в таблице 1 нами дается лишь список локальных нормативных актов.
40 журнала N 3, 2012. Хотим особо подчеркнуть, что в таблице 1 нами дается лишь список локальных нормативных актов.

В нем нет таких обязательных для организации документов, как график отпусков, всевозможные журналы учета и инструктажа, приказы о приеме на работу и т. п., т. к. эти документы не являются ЛНА.

Рекомендуем прочесть:  Ст 109 ук рф с комментариями

Еще стоит отдельно прокомментировать такой документ, как положение о персональных данных работников. В действительности прямое указание в ТК РФ на необходимость его наличия отсутствует.

Нет такого указания и в Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». В ТК РФ сказано буквально следующее:

«Работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников.»

.

Но ведь не сказано, что такие документы обязательно должны быть. И далее:

«Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных федеральных законов»

. Ошибкой будет считать, что эта норма закона предписывает работодателю принять ЛНА о персональных данных работников в обязательном порядке.

Она лишь говорит о том, что если работодатель устанавливает такой порядок, то он должен устанавливать его в соответствии с законом. Кроме того, ставить знак равенства между «устанавливать» и «принимать локальный нормативный акт» никак нельзя. Устанавливать какой-либо порядок можно и без всяких актов.

Вместе с тем если исходить из определения персональных данных, прописанного в Законе о персональных данных, как

«любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация»

, то работодатель действительно не может не получать доступа к подобным данным, следовательно, он их обрабатывает и должен ознакомить с порядком обработки под личную подпись. Необходимо отметить, что представители трудовой инспекции при проведении проверок положение о персональных данных запрашивают, а при непредставлении (а также при отсутствии в нем подписи работника) отмечают это как нарушение, и суды в этом с ними солидарны (см. Постановления ФАС Московского округа от 27.11.2006 N КА-А40/11424-06, от 08.11.2006 N КА-А40/10787-06, от 26.10.2006 N КА-А40/10220-06, Решение Арбитражного суда г.

Москвы от 09.11.2005 по делу N А40-65462/05-79-459).

Поэтому положение о персональных данных мы тоже отнесли к обязательным ЛНА и внесли в таблицу 1. Примечание. См. статью

«10 ошибок, которые не стоит допускать при оформлении документов, связанных с персональными данными»

на с. 52 журнала N 3, 2012. Согласование Проект ЛНА согласовывается с начальниками тех подразделений, которые упомянуты в нем, и юристом.

Первые высказывают замечания относительно сути проекта, второй наряду с этим еще проверяет содержание на соответствие актам большей юридической силы (законам, подзаконным актам, коллективному договору, соглашению) и ранее принятым ЛНА.

После ознакомления всех заинтересованных лиц с первоначальным проектом подготавливается новый вариант ЛНА с учетом замечаний согласующих подразделений. Вместе с тем не всегда бывает возможно найти всеобщее согласие по тем или иным вопросам (особенно часто у разных подразделений появляются возражения относительно того, кто за что отвечает).

Чтобы не получилось пробуксовки, от подразделения, которое отказывается согласовывать ЛНА, нужно получить замечания в письменной форме (их наличие отражается при согласовании — см. пример 1). А решение по спорным вопросам все равно принимает руководитель организации (или уполномоченное им лицо).

Пример 1. Образец оформления согласования на отдельном листе. ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ проекта Положения о системе электронного документооборота ООО «ДокументПлюс» от 02.07.2012 Замечания: Замечания: Замечаний нет Замечаний нет ———————————- ———————————- __________________________________ __________________________________ Заместитель генерального директора Начальник управления делами Кузнецова Осокин ————- О. О. Кузнецова ————- А.

В. Осокин (подпись) (подпись) 12.07.2012 06.07.2012 ————- ————- (дата) (дата) Замечания: Замечания: Замечаний нет Замечаний нет ———————————- ———————————- __________________________________ __________________________________ Юрист Заведующий архивом Михеева Орлов ————- О. Е. Михеева ————- Е. Н. Орлов (подпись) (подпись) 06.07.2012 06.07.2012 ————- ————- (дата) (дата) Замечания: Замечания прилагаются ———————————- __________________________________ Начальник секретариата Щукова ————- З.

А. Щукова (подпись) 05.07.2012 ————- (дата) Как оформить согласование? Во-первых, это могут быть визы согласования, которые обычно собираются на обороте последнего листа проекта документа (см.

пример 2). Во-вторых, к проекту может прилагаться отдельный лист согласований (см. пример 1); и тут важно, чтобы в его заголовке было упомянуто, согласование какого именно документа (и версии) в нем фиксируется. В некоторых случаях можно даже сшить его с проектом; тогда уж подменить или потерять его будет невозможно, равно как и утверждать, что на согласование были переданы иные листы с текстом, а не те, к которым в итоге приложили лист согласования.

Пример 2. Оборотная сторона последнего листа проекта внутреннего документа, на которой оформлены визы согласования. Зам. генерального директора Начальник управления делами Кузнецова О.

О. Кузнецова Осокин А. В. Осокин 12.07.2012 06.07.2012 Юрист Заведующий архивом Михеева О.

Е. Михеев Орлов Е. Н. Орлов 06.07.2012 06.07.2012 <.> Если в компании имеется выборный представительный орган работников, то помимо согласования с заинтересованными подразделениями проект ЛНА должен направляться туда в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, иными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (ч.

2 ст. 8 ТК РФ). Здесь следует обратить внимание на то, что в ст.

8 ТК РФ говорится не о профсоюзном, а о представительном органе работников, который может быть и не профсоюзным.

Ведь в соответствии со ст. 31 ТК РФ, если работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы работников, общее собрание работников вправе избрать иного представителя или представительный орган. Статья 8 ТК РФ ссылается на ст.

372 того же Кодекса, которая устанавливает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Это порождает вопрос: нужно ли учитывать мнение представительного органа, не являющегося профсоюзом? На него эксперты в области трудового права отвечают утвердительно.

Если правило об учете мнения представительного органа не будет соблюдено, подобный ЛНА не будет подлежать применению (ч.

4 ст. 8 ТК РФ). О каких же случаях учета мнения по проекту ЛНА говорится в законе?

Перечислим их: — введение работодателем режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели в случае, когда работодатель изменяет условия трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, и это может повлечь массовое увольнение работников, а также отмену этого режима ранее срока, на который он был установлен (ч. 5 и 7 ст. 74 (здесь и далее в списке указаны номера статей ТК РФ)); — порядок проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности (выполняемой работе) (ст.

81); — принятие решения о сокращении численности или штата работников (ст.

82); — выработка мер защиты персональных данных работников (п.

10 ст. 86); — привлечение работника к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч.

2 ст. 99 ТК РФ (ст. 99); — установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст.

101); — составление графиков сменности (ст. 103); — разделение работодателем рабочего дня на части (ст. 105); — принятие акта о размере и порядке выплаты дополнительного вознаграждения работникам (кроме работников, получающих оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст.

112); — утверждение порядка и условий предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, которые работодатели самостоятельно устанавливают с учетом своих возможностей (ст.

116); — составление графика отпусков (ст. 123); — установление системы оплаты труда (ст. ст. 135 и 144); — утверждение формы расчетного листка (ст.

136); — установление конкретных размеров повышения оплаты труда: для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147); за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст.

153); за работу в ночное время (ст.

154); — введение, замена и пересмотр норм труда (ст. ст. 159 и 162); — утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст.

190); — определение форм профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст. 196); — разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда (ст. 212); — установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников (ст.

221); — установление порядка применения вахтового метода (ст. 297), увеличение срока вахты до 3 месяцев (ст. 299), составление графика работы на вахте (ст.

301), установление размера и порядка надбавки за вахтовый метод работы (ст. 302); — для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст.

325), размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 326); — установление особенностей регулирования труда спортсменов и тренеров (ст. 348.1). ТК РФ предусматривает в отдельных случаях учет мнения представительного органа работников не только при принятии локальных нормативных актов, но и при вынесении решений.

Пример 3. Мнение представительного органа работников учитывают при привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ). Однако помимо актов законодательства обязанность учитывать мнение представительного органа работников может содержаться также в коллективных договорах и соглашениях.

Пример 4. В соответствии с п.

4.6 Отраслевого тарифного соглашения по горно-металлургическому комплексу РФ на 2011 — 2013 годы (утв. Горно-металлургическим профсоюзом РФ, Общероссийским отраслевым объединением работодателей

«Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса РФ»

22.12.2010) порядок взаимодействия работника и работодателя в случае возникновения простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника, определяется коллективным договором или локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Порядок учета мнения представительного органа при принятии локальных нормативных актов определяется ст.

372 ТК РФ. Здесь важно соблюсти процедуру и документально фиксировать каждый шаг.

Во-первых, должны остаться доказательства направления проекта ЛНА и обоснования по нему в представительный орган, например отметка уполномоченного лица на втором экземпляре проекта (либо на сопроводительном письме, с которым направляется проект).

Во-вторых, если представительный орган отклоняет проект либо предлагает его доработать, а работодатель с таким предложением не согласен, то должно остаться письмо работодателя с предложением провести дополнительные консультации — опять же с отметкой о получении. Наконец, в-третьих, если консультации не помогли прийти к согласию, должен остаться протокол разногласий сторон.

Только после этого будет считаться, что процедура соблюдена и работодатель может подписать ЛНА. При этом на самом ЛНА, например под реквизитом «УТВЕРЖДАЮ» с подписью руководителя организации, можно поставить отметку об учете мнения представительного органа.

Необходимо уяснить, что представительный орган может не соглашаться с отдельными положениями проекта ЛНА, но трудовая инспекция выдает работодателю предписание об отмене ЛНА только в случае выявления нарушения. Очевидно, что речь может идти либо о нарушении актов, имеющих большую по сравнению с ЛНА юридическую силу (законов, иных нормативных правовых актов) и содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, либо о нарушении самой процедуры учета мнения представительного органа по проекту ЛНА. Решение представительного органа работников (каким бы оно ни было по содержанию) оформляется протоколом.

Иногда работодателю приходится не учитывать мнение представительного органа работников, а согласовывать с ним проект ЛНА. Процедуру согласования придется пройти в случае, если она предусмотрена коллективным договором или соглашениями (ч. 3 ст. 8 ТК РФ). В данной ситуации сторонам придется прийти к соглашению по всем пунктам проекта ЛНА и поставить в нем свои подписи.

Иначе принятие такого ЛНА будет незаконным.

В заключение хотим напомнить: важно не только обеспечить наличие в организации тех ЛНА, принятие которых обязательно в соответствии с законом.

Нужно провести юридическую экспертизу их текста (для этого следует установить железное правило — ни один ЛНА в организации не должен подписываться без согласования с юристом), вести учет ЛНА и инициировать изменение ранее принятых документов в связи с новшествами законодательства, обеспечить ознакомление с ЛНА вновь поступающих на работу лиц. Д. Чувашев Юрисконсульт ООО «НТК Форклифт» Подписано в печать 20.06.2012 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Локальные нормативные акты в трудовом праве – это…

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, — это принятые работодателем в пределах своей компетенции внутренние документы, которые регламентируют взаимоотношения сторон трудового договора по тем вопросам, которые не урегулированы на законодательном уровне (). Типичные примеры локальных нормативных актов – это положения, правила и инструкции.

К локальным актам относятся даже штатные расписания и графики отпусков (, ). Локальные нормативные акты могут быть обязательными к утверждению (например, локальный акт, регулирующий внутренний трудовой распорядок, — () и необязательными (скажем, — ).

Напомним, что микропредприятия с 01.01.2017 не обязаны утверждать отдельно локальные нормативные акты, если соответствующие условия, предусматриваемые обычно такими актами, раскрываются в трудовых договорах с работниками (). Структуру и содержание локального нормативного акта работодатель определяет самостоятельно с учетом целей составления такого документа. В некоторых случаях локальный нормативный акт должен приниматься с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, если таковой в организации создавался ().

Локальный нормативный акт, принятый без учета такого мнения, не подлежит применению (). Локальный нормативный акт работодателя вводится на определенный срок или бессрочно. Локальный нормативный акт утверждается руководителем работодателя.

Например, путем издания соответствующего . Обращаем внимание, что для вновь принимаемых работников до подписания трудового договора ознакомление с локальными актами работодателя является обязательным (). С вновь принимаемыми локальными нормативными актами нужно знакомить работников по мере утверждения таких актов ().

Приведем пример заполнения такого локального нормативного акта, как штатное расписание, составленное по унифицированной ().

Скачать бланк штатного расписания в формате Excel можно здесь.