Классификация международных судов

Классификация международных судов


Содержание Введение………………………………………………………………….3-4 1.Общее понятие и сущность международных судов………………5-8 2.…………………………….9 2.1.Международный суд ООН……………………………………….9-17 2.2.Европейский суд по правам человека………………………….17-21 2.3.Международные трибуналы…………………………………….21-23 2.4.Международный уголовный суд……………………………….24-26Заключение…………………………………………………………….27-28 Список используемой литературы………………………………….29-30 Введение Тема международных судов получила свое развитие уже в XIX веке, за несколько десятилетий до появления первого международного судебного органа. В течение XX века институт международных судов постоянно развивался, появлялись новые, как универсальные, так и региональные суды, которые сегодня являютсяреально действующими международными правовыми органами, оказывающими влияние на международную жизнь.

В соответствии с этим данная тема является весьма актуальной в настоящее время. Международный суд в определенном аспекте есть разновидность международной организации либо орган или иной компонент той или иной международной организации. Соответственно данная отрасль международного права сопряженас правом международных организаций и представляет собой совокупность юридических норм, призванных регламентировать статус международных судов, их структуру, порядок формирования, их юрисдикцию и правила судопроизводства.

В этой совокупности норм нет комплексного акта, охватывающего все существующие судебные органы в сфере межгосударственного сотрудничества. Каждый суд имеет собственныйучредительный акт в качестве правовой основы статуса и юрисдикции.

Международные суды решают споры международного характера с помощью процедур правового урегулирования.

Разрешаются споры, возникающие не только между государствами, но и между государствами и организациями, государствами и индивидами и так далее.

Споры такого характера существовали и существуют постоянно.

Достаточно не только посмотреть наконфликты, постоянно возникающие в мире (военные, территориальные, гуманитарные), но и на постоянно увеличивающееся количество заявлений, ежегодно поступающих на рассмотрение международных судов. Целью реферата является рассмотрение понятия и сущности международных судов, а также определение классификации международных судов.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: • дать общеепонятие международных судов; • раскрыть сущность международных судов; • определить классификацию международных судов. Реферат имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. При написании работы были использованы материалы учебной литературы, статьи журналов и другая дополнительная литература.1.Общее понятие и сущность международных судов Международные суды – это судебные органы, создаваемые на основе международных договоров для рассмотрения споров между государствами или между государствами и частными лицами.

Международный суд – это учреждение, существующее на постоянной основе, состоящее из независимых судей, призванное решать споры на основе международного права и приниматьюридически обязательные решения.

Впервые суверенные государства рискнули учредить международный суд лишь в 1922 году на основе Статута Лиги Наций. За 20 лет судом было рассмотрено 37 споров и принято 29 консультативных заключений по запросам Совета Лиги. Международные суды в настоящее время достаточно распространены и выполняют двоякую роль: с одной стороны они обеспечивают мирное разрешение споров, сдругой – поддерживают международный правопорядок и соблюдение международных договоров.
Международные суды в настоящее время достаточно распространены и выполняют двоякую роль: с одной стороны они обеспечивают мирное разрешение споров, сдругой – поддерживают международный правопорядок и соблюдение международных договоров.

Наряду с международными судами действует и ряд иных, несудебных органов, преследующих аналогичные цели, но иными методами. Основное свойство международных судов состоит в том, что их деятельность основана на применение норм международного права. То есть,.

1.1. Классификация судов по назначению и другим признакам

Наиболее важным признаком судна является его назначение.

По назначению суда можно разделить на следующие группы: транспортные, вспомогательные, специальные, рыбопромысловые, военные, прогулочные. Транспортные суда предназначены для транспортировки грузов и пассажиров (рис.

1.1) В свою очередь, транспортные суда разделяются на подгруппы: сухогрузные, наливные и пассажирские.

Рис. 1.1.Транспортные суда:1 – пассажирское судно, 2 –крупное сухогрузное судно, 3 – рефрижераторное судно 4 – контейнеровоз, 5 – автомобилевоз, 6 – судно комбинированного типа (балкер-нефтевоз), 7 — нефтетанкер2 – крупноесухогрузное3 – рефрижераторное4 – контейнеровоз5 — автомобилевоз6 – балкер-нефтевоз7 – крупный балкер К пассажирским судам относятся суда, перевозящие более 12 пассажиров или не членов экипажа.

К этим судам относятся: пассажирские паромы (рис.1.2), круизные суда (рис. 1.3), суда местных линий, линейные и т.д. Следует отметить, что в настоящее время практически нет линейных пассажирских судов, так как длительность перевозки на большие расстояния и стоимость перевозки во много раз больше, чем на авиатранспорте.

Суда, построенные как линейные, после переоборудования используются как круизные (для отдыха и путешествий). Паромы предназначены для перевозки людей и автомашин (или железнодорожных вагонов) на короткие расстояния, и к этим судам предъявляются требованиям, как к пассажирским судам.

Еcли паром не предназначен для перевозки пассажиров, то его следует отнести к сухогрузным судам с горизонтальным методом грузовых операций ( ролкерам).

Рис. 1.2. Паром для перевозки пассажиров, автомашин и железнодорожных вагонов Рис. 1.3.Круизное судно. К наливным судам относятся танкеры-нефтевозы, танкеры-продуктовозы, газовозы, химовозы и т.д. К сухогрузным судам относятся универсальные сухогрузные, суда для перевозки генеральных грузов (т.н.

контейнеро-универсальные), балкеры различных типов для перевозки грузов навалом, рефрижераторные суда для перевозки скоропортящихся грузов, контейнеровозы, ролкеры — суда с горизонтальной погрузкой (т.н. накатные суда), грузовые паромы, лихтеровозы и т.д.

Особую подгруппу составляют суда двойного назначения (т.н.

комбинированные суда): нефтенавалочники и нефтерудовозы и др. На этих судах реализована заманчивая идея загрузки судна в прямом и обратном рейсе. Вспомогательные суда предназначены для обеспечения работы транспортных и других судов.

К этой группе относятся буксиры, бункеровщики, плавкраны, перегружатели, снабженцы, рейдовые катера, нефтемусоросборщики и т.д.

(рис. 1.4, 1.5)ььрррррРис. 1.4.

ПлавкранРис.1.5. Буксир-толкач К группе специальных судов можно отнести научные суда, учебные, кабелеукладчики, трубоукладчики, дноуглубительные суда, плавучие доки, плавучие буровые платформы и т.д. Плавучие доки (рис.1.6) предназначены для подъёма судов с целью осмотра и ремонта подводной части корпуса. К другим признакам классификации относятся: район плавания, тип силовой установки, вид движителя, характер движения по воде, материал корпуса, архитектурно-конструктивные признаки.

Рис.1.6. Плавучий док с поднятым судном. Суда по району плавания подразделяются на суда: неограниченного района плавания – океаны и открытые моря (Рис.1.7); Первого ограниченного района плавания (R1) — в морях с высотой волны 3% обеспеченности 8,5м, с удалением от места убежища не более 200 миль. Второгоограниченного района плавания (R2) – в морях с высотой волны 3% обеспеченности 7м и с удалением от места убежища не более 100 миль.

Рис.1.7. Морское пассажирское судно. Рис.1.8. Пассажирское судно смешанного района плавания (река-море).

Смешанное (река-море) плавание (R2-RSN) с высотой волны 3% обеспеченности 6м с удалением от места убежища в открытых морях до 50 миль, а в закрытых морях – до 100 миль (Рис.1.8.). Cмешанное (река-море) плавание (R3-RSN) с высотой волны 3% обеспеченности 3,5м с учётом конкретных условий плавания и с удалением от места убежища не более 50 миль. Портовое, рейдовое и прибрежное плавание (R3) в зависимости от конкретных условий.

Классификация судов по типу энергетической установки.

В настоящее время на гражданских судах наиболее распространены малооборотные дизельные силовые установки из-за своей высокой экономичности, благодаря низким удельным расходам топлива, использованию дешевого топлива, высокого КПД установки, большого моторесурса. При ограничении размеров машинного отделения устанавливаются среднеоборотные дизели, размер которых значительно меньше, но для передачи на винт необходим редуктор. Такие суда называются теплоходами (т/х).

В тех случаях, когда необходима очень большая мощность, и при ограничении размеров машинного отделения, на суда устанавливаются паровые турбины (с паровыми котлами) или газовые турбины. Такие суда называются паротурбоходами (птб/х, тб/х) и газотурбоходами (гтб/х). При газовой турбине требуется минимальный объем машинного отделения, но требуется высококачественное и дорогое топливо при большом удельном расходе.

Поэтому мало комерческих судов имеют газотурбинную установку. Сокращение объема МО эффективно для судов, провозоспособность которых определяется объемом грузовых помещений: ролкеры, контейнеровозы, лихтеровозы.

Рис. 1.9. Атомный ледокол: 1-отделение гребных двигателей, 2-дизель-генераторы, 3-атомная паро-производительная установка, 4-отделение главных турбогенераторов, 5-отделение вспомогательных механизмов. Перспективной является атомная силовая установка (рис. 1.9), которая наряду с преимуществами имеет также определенные недостатки.

Поэтому невелико число судов с атомной силовой установкой — атомоходов (а/х).

Если приводом гребного винта является электромотор, а энергию для него вырабатывает дизель, то это судно — дизельэлектроход (дэ/х). В зависимости от наличия или отсутствия главной силовой установки (с приводом на движитель) все суда делятся на самоходные и несамоходные (движитель – устройство, преобразующее энергию главного двигателя в энергию по преодолению сопротивления воды движению судна). По виду движителя разделяются на суда: с гребным винтом (наиболее распространенный движитель); с крыльчатым движителем (рис 1.10) (эти движители обеспечивают высокую маневренность судну, но несколько меньший КПД); с воздушным винтом; Рис.

1.10. Крыльчатый движитель. с водомётным движителем (высокопроизводительный насос выбрасывает струю воды, реакция которой движет судно) – используется на мелководье; парусные (движитель — парус); гребные (движитель – весло) колесные (движитель – гребное колесо).

По характеру движения суда разделяются на: водоизмещающие – вытесняющие корпусом воду, что обеспечивает их поддержание на воде (надводные суда) и под поверхностью воды (подводные суда); глиссирующие – быстроходные катера, при движении которых на днище возникает гидродинамическая подъёмная сила, под действием которой судно частично выходит из воды – глиссирует (при этом уменьшается сопротивление движению и повышается скорость); на подводных крыльях (СПК), которые имеют под днищем специальные подводные крылья создающие при движении гидродинамическую подъёмную силу, полностью выталкивающую судно из воды, что позволяет увеличить скорость этих судов до 50 узлов (рис 1.11); на воздушной подушке (СВП), под днищем которых вентиляторами создаётся повышенное давление и судно поднимается над водой на 0,2 – 1,5 метра, что резко уменьшает сопротивление движению судна (рис.1.12); экранопланы – (в стадии исследований) аппараты, летающие вблизи поверхности воды (рис.1.13), что обеспечивает значительное увеличение подъёмной силы при меньших затратах мощности (скорость до 400км/час). Рис. 1.11. Судно на подводных крыльях. 1-корпус; 2- стойки; 3- подводные крылья; 4- ватерлиния на ходу судна; 5- ватерлиния на стоянке.

Рис. 1.12. Судно на воздушной подушке. 1- вентилятор; 2- воздушная шахта; 3- воздушный канал; 4- отсек плавучести; 5- воздушная подушка; 6- ватерлиния при работе вентилятора; 7- ватерлиния при неработающем вентиляторе.П Рис.1.13. Основные варианты экранопланов (I– «летающее крыло»;II– самолетного типа).1 – маршевые двигатели; 2 – стартовые двигатели; 3 – несущее крыло; 4 – боковые (концевые) гондолы.о материалу корпуса суда подразделяются на: стальные – большинство современных судов; из лёгких сплавов – небольшие и скоростные суда (на подводных крыльях, на воздушной подушке, спасательные шлюпки и т.
Основные варианты экранопланов (I– «летающее крыло»;II– самолетного типа).1 – маршевые двигатели; 2 – стартовые двигатели; 3 – несущее крыло; 4 – боковые (концевые) гондолы.о материалу корпуса суда подразделяются на: стальные – большинство современных судов; из лёгких сплавов – небольшие и скоростные суда (на подводных крыльях, на воздушной подушке, спасательные шлюпки и т.

д.; пластмассовые — небольшие суда, катера…; железобетонные – стояночные (стоечные) суда, плавпричалы, плавмастерские, плавдоки…; деревянные – небольшие рыболовные, спортивные…; композитные – корпус судна из двух или трёх материалов (сталь+лёгкие сплавы — пассажирские суда; бетон+сталь – плавдоки и т.д.).

Стр 2 из 34 » Соседние файлы в предмете

  1. 09.02.201629.41 Mб
  2. 10.02.20164.12 Mб
  3. 10.02.201613.04 Кб
  4. 10.02.201629.18 Mб
  5. 10.02.20164.08 Mб
  6. 10.02.201616.19 Кб
  7. 09.02.201629.48 Mб
  8. 10.02.2016716.29 Кб
  9. 10.02.201611.57 Mб
  10. 09.02.2016162.82 Кб
  11. 10.02.201690.11 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Международные судебные органы: виды, краткая характеристика.

Стр 10 из 14 В соответствии со ст. 33 Устава ООН арбитраж, судебное разбирательство используются государствами в числе мирных средств решения межгосударственных споров. Судебные процедуры применяются и в других ситуаци­ях — при толковании сложных международно-правовых про­блем, обеспечении международных стандартов прав и свобод человека, включая рассмотрение индивидуальных обращений, а также при осуществлении уголовного преследования лиц, со­вершающих международные преступления.

К настоящему времени сложились и функционируют сле­дующие судебные учреждения: Международный Суд Организации Объединенных Наций, Международный третейский суд*, Международный трибунал по морскому праву, Европейский Суд (Суд Европейского Союза), Экономический суд Содружества Независимых Государств, Европейский Суд по правам человека (в рамках Совета Ев­ропы), Межамериканский Суд по правам человека, Международный трибунал по бывшей Югославии, Международный трибунал по Руанде.

* Международный третейский суд в отличие от иных международных су­дебных учреждений не имеет статуса самостоятельного органа. Он форми­руется и выполняет судебные функции в связи с определенной ситуацией. Его можно квалифицировать как суд ad hoc (применительно к конкретно­му случаю). Названные учреждении можно классифицировать по трем основаниям: 1.
Названные учреждении можно классифицировать по трем основаниям: 1.

По субъектно-пространственной сфере — универсальные, охватывающие международное сообщество в целом (Междуна­родный Суд ООН, Международный трибунал по морскому пра­ву) и региональные (Европейский Суд, Экономический суд СНГ).

2. По предметному содержанию — общей юрисдикции (Ме­ждународный Суд ООН, Европейский Суд) и специальной юрис­дикции (Международный трибунал по морскому праву, Евро­пейский Суд по правам человека). 3. По субъектно-юрисдикционным ориентирам — для раз­решения межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический суд СНГ), для рассмотрения индивиду­альных и коллективных обращений лиц (Европейский Суд по правам человека), для уголовного преследования лиц, совер­шивших международные преступления (Международный три­бунал по бывшей Югославии).

Следует иметь в виду, что в прошлом существовали такие судебные учреждения, как Постоянная палата международного правосудия (1922—1940 гг.), Международный военный трибу­нал для суда над главными немецкими военными преступника­ми (Нюрнбергский трибунал, 1945—1946 гг.), Международный военный трибунал для суда над главными японскими военными преступниками (Токийский трибунал, 1946—1948 гг.). Завершается разработка учредительных документов, на базе которых предполагается создать новый судебный орган — Ме­ждународный уголовный суд. Правовой основой организации и деятельности международ­ных судебных учреждений являются, как правило, договорные акты в форме конвенций или уставов.

Несколько примеров: Международный Суд ООН — Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда ООН, образую­щий неотъемлемую часть Устава; Международный трибунал по морскому праву — Конвен­ция ООН по морскому праву, включающая в себя в виде прило­жения VI Статут Трибунала; Европейский Суд по правам человека — Конвенция о за­щите прав человека и основных свобод и Протокол № 11 к Кон­венции. Договорные акты для подобных целей применялись и в прошлом.

Так, Международный военный трибунал для суда над главными немецкими военными преступниками имел в качестве учредительных актов Соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. и приложен­ный к нему Устав Международного военного трибунала. В настоящее время появились внедоговорные варианты учредительных документов.

Ныне действующие международ­ные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде учреждены резолюциями Совета Безопасности в 1993 и 1994 гг.; одновре­менно были утверждены уставы (статуты) обоих трибуналов.

К процедуре судебного разбирательства — в зависимости от компетенции и статуса судебного учреждения —- могут обра­щаться государства, международные межправительственные организации, юридические лица, международные неправитель­ственные организации, индивиды, группы лиц.

Понятие и основания международно-правовой ответственности субъектов международного права Международно-правовая ответственность — один из старейших институтов международного права, сложившихся на базе обычно-правовых норм. Нормы о международно-правовой ответственности «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др. Международно-правовая ответственность представляет собой юридические последствия, которые могут наступить для субъекта международного права в результате его действий или бездействий, если при этом нарушены применимые к данному правоотношению международно-правовые нормы.

Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения норм международного права и возмещения нанесенного ущерба. Являясь важнейшим и наиболее эффективным правовым средством обеспечения норм международного права, международно-правовая ответственность получает выражение в обязанности ее субъекта полностью или частично устранить допущенное нарушение: ликвидировать причиненный вред, понести иные неблагоприятные последствия. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю.

Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении (правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения. Основания международно-правовой ответственности.

Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях — на основе чего и за что возникает ответственность.

Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности. Между ними существует тесная связь.

С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности.

С другой — если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается. Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением.

Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций, а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государства. Фактические основания есть то, за что наступает ответственность.

В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. Международно-противоправное деяние, например, государства налицо в том случае, когда: а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может согласно международному праву присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства. 10 Рекомендуемые страницы:Читайте также: Последнее изменение этой страницы: 2016-05-03; Просмотров: 1568; lektsia.com 2007 — 2020 год.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!
(0.005 с.) |

Международный коммерческий арбитраж (С.

В. Николюкин, 2009)

§ 2.

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации Институт третейского разбирательства был известен в Древней Руси и имел много схожего с аналогичным институтом Римского права. Можно назвать такие правовые памятники того времени, как Рядные, Договорные грамоты князей XI–XII вв.
Можно назвать такие правовые памятники того времени, как Рядные, Договорные грамоты князей XI–XII вв.

и Уложение 1649 г., которые содержали упоминания о третейском мирном разбирательстве хозяйственных споров.

В Средние века третейские суды в России не получили такого широкого распространения в сфере урегулирования споров между участниками торгового оборота, как в европейских странах. Тем не менее они существовали в крупных территориальных торговых центрах России: Архангельске, Нижнем Новгороде, позднее в Москве и торговых центрах на р.

Волга. В XVIII–XIX вв. отечественные юристы серьезно обратились к научной разработке проблем деятельности третейских судов в России.

Среди них можно назвать А.Ф. Волкова, А.Д.

Вицына и др. Среди документальных источников этих времен следует отметить Положение о третейском суде 1831 г. К 1911 г. был подготовлен проект Общего положения о торгово-промышленных палатах в России, где в § 12 раздела «Предметы ведения палаты» предусматривалось, что «палаты разрешают в качестве третейского суда возникающие по торгово-промышленным делам споры, в случае состоявшегося об этом соглашения между сторонами, с соблюдением всех особых к сему относящихся предписаний закона». К сожалению, этот документ принят тогда не был.

В советское время правами третейского суда обладали биржевые арбитражные комиссии при товарных и фондовых биржах, образованные в 1922 г.

Наиболее же ярко идеи третейского суда были реализованы в законодательном порядке при создании в 1932 г. Внешнеторговой арбитражной комиссии (ВТАК) при Всесоюзной торговой палате. Соответствующее постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР было принято 17 июня 1932 г.

До создания Внешнеторговой арбитражной комиссии ни законодательство СССР, ни законодательство союзных республик не регулировало арбитражного разбирательства внешнеторговых споров в постоянно действующих арбитражных органах, имеющих негосударственный характер. Негосударственный характер ВТАК предопределял порядок назначения его состава. ВТАК на первом этапе состояла из 15 членов, назначаемых президиумом Всесоюзной торговой палаты из представителей торговых, промышленных, транспортных и других хозяйственных организаций, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области внешней торговли и внешнеторгового законодательства.

Из членов ВТАК стороны избирали третейских судей, которые, в свою очередь, из того же состава членов комиссии избирали суперарбитра.

Состав комиссии назначался сроком на один год.

В последующем происходило, как правило, лишь продление полномочий его состава.

Новые лица в состав ВТАК вводились взамен выбывших ее членов.

Такая практика обеспечивала стабильность состава и имела положительное значение для выполнения возложенных на Комиссию задач.

На ежегодных собраниях члены Комиссии избирали председателя ВТАК и двух его заместителей. Согласно положению о ВТАК и в соответствии с установившейся практикой председатель Комиссии осуществлял распорядительные функции, включая разрешение вопросов, связанных с принятием к производству исковых заявлений и с формированием состава арбитража по конкретным делам. Первое по времени решение ВТАК датировано 15 ноября 1933 г.

Признанием роли ВТАК уже на начальном этапе ее деятельности стало упоминание о возможности рассмотрения споров из внешнеторговых контрактов постоянно действующим арбитражем в СССР в ряде двусторонних международных торговых договоров, заключенных Советским Союзом в предвоенный период.

С момента своего создания и до начала Великой Отечественной войны ВТАК рассмотрел около 100 споров. В целом за первые двадцать лет своей работы Комиссия рассмотрела дела, в которых принимали участие организации, учреждения и фирмы из нескольких десятков стран Европы, Азии, Америки.

Среди правовых вопросов, возникавших в спорах, разрешение которых говорило о высоком профессионализме арбитров, встречались такие традиционные и одновременно весьма сложные для арбитражного разбирательства темы, как установление собственной компетенции, применимого права.

При разрешении споров арбитраж применял по существу не только советское право. Имелись также дела, в которых решение основывалось на применении иностранного права.

Если в послевоенный период до конца 50-х гг.

споры между советскими внешнеторговыми организациями и внешнеторговыми организациями из восточно-европейских стран не занимали значительного места, то последующие два десятилетия деятельности ВТАК в основном были связаны с разрешением споров, возникавших в процессе экономического и научно-технического сотрудничества между странами-членами СЭВ. Споры с организациями, фирмами и предприятиями других стран стали в этот период составлять незначительную долю.

Интенсивно развивавшиеся экономические связи между социалистическими странами были объективной предпосылкой значительного увеличения количества ежегодно рассматривавшихся во ВТАК дел, количество которых к концу 80-х гг. достигло трехсот. В основном арбитражная практика была связана с применением унифицированных в рамках СЭВ документов, регулирующих основные виды внешнеэкономических операций между социалистическими странами. Большую роль в расширении деятельности внешнеторгового арбитража, а также в укреплении его роли как важного элемента инфраструктуры международных экономических отношений сыграла также Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (Московская конвенция), которая была заключена в 1972 г.

между странами, входившими в СЭВ. Несмотря на незначительность по количеству споров с участием фирм из несоциалистических стран, такие дела довольно часто были сопряжены с большой сложностью с точки зрения решения правовых проблем. И решения ВТАК по делам этой категории также представляли несомненный правовой интерес и говорили о высокой компетентности советских арбитров в сфере регулирования экономических отношений между странами с различными социально-экономическими и правовыми системами.

В список арбитров, рассматривавших споры во ВТАК, входили ведущие отечественные специалисты в области правового регулирования внешнеэкономической деятельности, среди которых были как представители юридической науки, так и практики. Это были не только высококвалифицированные профессионалы внешнеторговой практики, но и высокообразованные, культурные люди, владевшие, как правило, также несколькими иностранными языками.

На протяжении длительного времени ВТАК возглавлялась широко известными и снискавшими большой авторитет как у нас в стране, так и за рубежом, юристами.

Среди них такие выдающиеся специалисты-правоведы, внесшие существенный вклад в развитие отечественной юриспруденции, как Д.Ф. Рамзайцев, Д.М. Генкин, С.Н. Братусь, В.С.

Поздняков. Безусловно, они сыграли решающую роль как в развитии внешнеторгового арбитража в целом у нас в стране, так и в укреплении авторитета возглавлявшегося ими постоянно действующего внешнеторгового арбитража[48]. Современный этап деятельности постоянно действующего внешнеэкономического арбитражного органа связан с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1987 г., согласно которому Внешнеторговая арбитражная комиссия при ТПП СССР была переименована в Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате СССР, что практически совпадает с новым этапом жизни всего российского государства, с коренными изменениями в его социально-экономической структуре и правовой системе.

Начальным моментом этого этапа следует считать принятие в 1993 г. Закона об арбитраже. Данный Закон утвердил также новое положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МКАС). В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 7 июля 1993 г.

МКАС является преемником Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР. Многолетний опыт, высокий профессионализм арбитров, отвечающие международным стандартам процедуры, стабильная и предсказуемая практика принесли МКАС широкую известность. МКАС первым в России среди третейских судов стал лауреатом премии «Фемида-99» за вклад в создание демократического общества и развитие институтов правового государства.

Высокий мировой статус МКАС подтверждает его членство в Международной федерации коммерческих арбитражных институтов (МФКАИ). Статистика МКАС за 2008 г. За 2008 г. в МКАС поступило 158 исков (в том числе 4 встречных) от компаний из 38 стран мира.

Спорящими сторонами выступали лица из следующих стран: Украина – 16; Германия – 12; Турция – 12; Белоруссия – 8; Китай – 8; Казахстан – 8; Италия – 7; Австрия – 7; Литва-5; Польша – 5; Канада – 5; Великобритания – 4; Кипр, Сербия, Узбекистан, Чехия, Швейцария – по 3; Азербайджан, Бельгия, Киргизия, острова Гернси, Панама, США, Таджикистан, Финляндия – по 2; Болгария, Бразилия, Британские Виргинские острова, Венгрия, Голландия, Индия, Ирландия, Корея, Лихтенштейн, Малайзия, Монако, Эстония – по 1. Среди иностранных участников споров за рассматриваемый период преобладали стороны из стран Евросоюза – всего 63 компаний. В 146 спорах участвовали российские компании.

Среди них 20 споров было разрешено между двумя российскими предприятиями с иностранными инвестициями. В МКАС поступило 8 споров, в которых обе стороны являлись иностранными компаниями. Итог истекшего 2008 г. по предметной разновидности контрактов, из которых возникали споры, показывает, что, как и в прежние годы, продолжают существенно преобладать споры, связанные с договором внешнеторговой купли-продажи (поставки) – 90 споров (58 % от общего количества).

Далее следуют: споры из договоров по оказанию услуг и выполнению работ – 17 споров (11 %); споры из договоров аренды – 13 споров (8 %); споры из договоров строительного подряда – 10 споров (6 %); споры из договоров перевозки – 6 споров (3,8 %); споры из договоров коммерческого представительства – 6 споров (3,8 %).

Споры, вытекающие из всех остальных групп внешнеторговых обязательств (кредит, подряд, страхование, лизинг, исключительные права и др.) составили по 0,5–3 % по каждой группе, а вместе взятые около 9,4 %[49].

Статистика МКАС за 2007 г. За 2007 г. в МКАС поступило 141 исковое заявление от компаний из 40 стран мира. Принято к производству – 141 дело (в том числе встречных исков – 2).

Завершено производством – 136 дел (в том числе встречных исков – 4), из них дела, поступившие: в 2004 г.

– 3; 2005 г. – 15; 2006 г. – 76; 2007 г.

– 42. В 2007 г. с участием иностранных арбитров рассмотрено 15 дел. По отдельным странам наибольшее число спорящих сторон по поступившим в 2007 г. в МКАС искам: из Украины – 21; Германии – 16; Великобритании и Кубы – по 8; Австрии и Казахстана – по 7; США – 6; Белоруссии, Латвии и Эстонии – по 5; Венгрия, Италия, Канада, Сербия, Швейцария – по 3 участника из каждой страны; Азербайджан, Армения, Кипр, Молдова, Польша, Словакия, Таджикистан, Турция, Финляндия, Югославия – по 2 участника из каждой страны; Болгарии, Британских Виргинских островов, Греции, Индии, Ирака, Китая, Киргизии, Кореи, Литвы, Лихтенштейна, Норвегии, Португалии, Таиланда, Франции, Узбекистана – по 1 компании из каждой страны.

За прошедший год среди иностранных участников споров преобладали стороны из стран СНГ – всего 43 компании. В течение 2007 г. 128 споров происходили с участием 148 российских компаний, включая 12 споров между двумя российскими предприятиями, одно из которых является предприятием с иностранными инвестициями. 7 споров с участием только иностранных компаний.

За истекший 2007 год преобладали споры, связанные с договором внешнеторговой купли-продажи – 87 споров; за ними следуют споры по оказанию услуг и выполнению работ – 19 споров; споры из договоров кредита – 11 споров; аренды – 8 споров; строительного подряда – 5 споров; перевозки – 3 спора; споры, вытекающие из всех остальных групп (подряд, коммерческое представительство, исключительные права, страхование и др.), составили от 2 до 1 спора по каждой группе. По делам МКАС, завершенным в 2007 г., в основном рассматривались споры, возникшие из контрактов, которые были заключены между сторонами в 2002–2006 гг. Наибольшее количество споров приходилось на контракты, заключенные в 2005 г.

– 34 спора (2006 г. – 25 споров; 2004 г. – 19 споров; 2003 г. – 14 споров; 2002 г. – 7 споров, 2007 г. – 1)[50].

Статистика МКАС за 2006 г. За 2006 год в МКАС поступило 120 исков по спорам компаний из 38 стран мира. По отдельным иностранным государствам участники споров были представлены следующим образом: Украина – 22; Великобритания – 14; Германия – 7; Казахстан – 6; Азербайджан – 5; США – 5; Австрия, Грузия, Молдавия, Польша, Сирия, Таджикистан, Тайвань, Эстония, Финляндия – по 2 участника из страны; Афганистан, Босния и Герцеговина, Египет, Канада, Киргизия, Китай, Монако, Нидерланды, Объединенные Арабские Эмираты, Румыния, Турция, Швеция участвовали по одной компании из каждой страны. Как и в предыдущие годы, среди иностранных участников споров за рассматриваемый период преобладали стороны из стран СНГ – всего 47 компаний.

В 2006 г. участниками споров явились 114 российских компаний (103 спора, включая 8 споров между двумя российскими предприятиями, одно из которых является предприятием с иностранными инвестициями). Итоги рассматриваемого периода по предметной разновидности контрактов, из которых возник спор, показывают, что, как и в прежние годы, продолжают существенно преобладать споры, связанные с договором внешнеторговой купли-продажи (поставки) – 65 споров (60 % от общего количества споров). Второе место занимают споры из договоров по оказанию услуг и выполнению работ – 14 (13 %).

Следом идут споры из договоров аренды – 5 споров (4,5 %) и споры из договоров строительного подряда – 4 (3,6 %), а также из договоров перевозки – 4 (3,6 %). МКАС было рассмотрено по 2 спора, вытекающих из таких групп внешнеторговых обязательств, как кредит и строительный подряд, что составило почти 2 % по каждой группе. Количество дел, поступивших по разнообразным спорам, отнесенным к числу прочих (например, по договору поручительства или договору займа), составило 9 (8 %) от общего числа дел.

Самое малое количество споров составили споры из отношений коммерческого представительства – 1 (менее 1 %). По сумме исковых требований дела распределились следующим образом: до 10 000 долл. – 13; от 10 001 до 50 000 долл.

– 32; от 50 001 до 100 000 долл. – 13; от 100 001 до 200 000 долл. – 13; от 200 001 до 500 000 долл.

– 17; от 500 001 до 1 000 000 долл. – 11; от 1 000 001 до 2 000 000 долл. – 7; от 2 000 001 до 5 000 000 долл.

– 4; от 5 000 001 до 10 000 000 долл. – 2; свыше 10 000 000 долл. – 3[51].

Международные суды

Международное судебное разбирательство является относительно новым средством мирного разрешения споров, хотя его теоретические основы были разработаны еще в XIX веке, и существенный вклад в это внес русский юрист Л.А. Камаровский. Народный суд был создан в 1921 году в рамках Лиги Наций.

Им явилась Постоянная палата международного правосудия, прекратившая свое существование 18 апреля 1946 г. Во второй половине XX века практика создания международных судов значительно расширилась.

Международный Суд – создаваемый на основе международного договора постоянный орган, призванный решать международные споры путем судебной процедуры. Созданы суды на универсальном уровне (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и на региональном уровне (Европейский Суд по правам человека, Европейский Суд, Экономический Суд СНГ и др.).

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем.

Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу.

Различие между ними носит главным образом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд формируется при обращении к нему заинтересованных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьи обязаны быть в его распоряжении во всякое время. , кроме Международного Суда ООН, могут рассматривать, как и арбитражи, споры с участием международных организаций и отдельных граждан. Международный Суд ООН (местопребывание – Гаага) стал преемником Постоянной палаты международного правосудия.

Это один из главных органов ООН, в задачу которого входит осуществление международного правосудия.

Его состав и компетенция определены Уставом ООН и Статутом Международного Суда. Согласно п. 1 ст. 34 Статута сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства. Ведению Суда подлежат все дела, переданные ему сторонами, все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями (ст.

36, п. 1). При этом юрисдикция Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом рассмотрения в Суде только с согласия всех спорящих сторон.

Такое согласие дается в специальном соглашении спорящих сторон о передаче дела на рассмотрение Суда.

Государства – участники Статута могут в любое время, сделав заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, категории которых перечислены в ст.

36, п. 2: толкование договора; любой вопрос международного права; наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства; характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. В настоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60 государств, причем из постоянных членов Совета Безопасности – только Великобритания. Ряд универсальных международных договоров содержит положение о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров, затрагивающих толкование и применение этих договоров.

Таких договоров около 300. В некоторых из них Российская Федерация участвует без оговорок к указанному положению, например, в Уставе МАГАТЭ 1956 года, в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др.

Порядок судопроизводства изложен в Регламенте Суда, принятом в 1946 году и пересмотренном в 1978 году. Как указано в ст. 38, Суд разрешает споры на основании международного права, применяя международные конвенции, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

Суд также может учесть судебные решения и доктрины в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Но Суд может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справедливости (ex aequo et bono). В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе обратиться в Совет Безопасности ООН, который может сделать рекомендации или решить, какие принять меры для приведения решения в исполнение (ст. 94, п. 2 Устава ООН). За период своей деятельности с 1946 года до января 2000 года Международный Суд рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определенными территориями, делимитации морских пространств и континентального шельфа и др.

Существенное значение для повышения авторитета Суда имело его решение от 27 июня 1986 г. по иску Никарагуа против США, в котором Суд признал незаконны­ми военные и полувоенные действия США и обязал США возместить Никарагуа причиненный ущерб.

Международный Суд правомочен также давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам с разрешения Генеральной Ассамблеи.

Такое разрешение дано более 20 органам и организациям на постоянной основе. При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, Международный Суд отказался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ в 1996 году относительно законности применения ядерного оружия государством в вооруженном конфликте, мотивируя свое решение тем, что этот вопрос не относится к компетенции ВОЗ.

Консультативное заключение означает выражение мнения международных судей по тому или иному юридическому вопросу и в принципе носит рекомендательный характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута Суда не запрещают органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным консультативное заключение Международного Суда. Так поступали, например, ФАО, ЮНЕСКО, Административный трибунал МОТ и др.

Международный Суд с 1946 года по 2000 год вынес 23 консультативных заключения, большая часть которых – по запросам Гене­ральной Ассамблеи.

Некоторые из них давали авторитетное толкование положений Устава ООН и норм международного права. Международный трибунал по морскому праву, созданный 1996 году в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, является судебным органом, призванным разрешать споры в специальной сфере сотрудничества – в морском праве. Согласно ст. 2 Статута (Приложение VI к Конвенции ООН по морскому праву) Международный трибунал состоит из 21 судьи, избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права.

В соответствии со Статутом Трибунал призван разрешать споры между государствами – участниками Конвенции 1982 года, касающиеся толкования или применения этой Конвенции.

Кроме того, он вправе рассматривать споры, возникающие по поводу толкования или применения любых других международных соглашений в области морского права, если такие соглашения предусматривают компетенцию Трибунала. Существенной особенностью Трибунала является то, что он уполномочен рассматривать споры не только между государствами, но и между государствами и Органом по морскому дну (т.е. международной организацией), а также между физическими и юридическими лицами.

Правда, это предусмотрено только для споров, связанных с режимом и использованием глубоководного морского дна.

Как и в Международном Суде ООН, споры передаются на рассмотрение Трибунала либо на основании специального соглашения между сторонами в споре, либо на основании письменного заявления одной из сторон при условии, что обе стороны связаны с признанием обязательной юрисдикции Трибунала. При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 года и другие нормы международного права, не являющиеся несовместимыми с Конвенцией, а также может разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны (ст. 293 Конвенции). Решение Трибунала является окончательным и выполняется всеми сторонами в споре, причем оно имеет обязательную силу только для сторон в споре и только по данному делу (ст.

33 Статута). Трибунал находится в г. Гамбурге (ФРГ). Европейский Суд по правам человека (г.

Страсбург, Франция) учрежден в 1959 году на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В соответствии с Протоколом № 11 к этой Конвенции, принятым в мае 1994 года и вступившим в силу в ноябре 1998 года, Европейский Суд был реорганизован и на него перешли функции Европейской комиссии по правам человека. Предусмотрено, что Суд работает на постоянной основе (это изменение принципа функционирования Суда введено Протоколом № 11).

Юрисдикция Суда носит обязательный характер и распространяется на все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции 1950 года и Протоколов к ней. Любое государство – участник Конвенции 1950 года может передать в Суд вопрос о предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником (ст. 33 Конвенции). Суд может также получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Конвенции одним из государств-участников (ст.

34). Суд также может выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования Конвенции и Протоколов к ней, по просьбе Комитета министров Совета Европы.

Особенностью Европейского Суда по правам человека является то, что он не только разбирает споры между государствами, но и рассматривает индивидуальные жалобы на государства со стороны физических лиц и неправительственных организаций. Межгосударственные споры в Суд передаются на основе одностороннего обращения. Впервые в практике международных судебных органов предусмотрена возможность пересмотра ранее принятого Судом решения.

Установлен трехмесячный срок, в течение которого после вынесения решения Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его выполнением.

За время своей деятельности с 1959 по 1998 год Суд рассмотрел около тысячи дел, по большинству из которых вынес решения. При этом более чем в 60% случаев Суд признал виновность государств-ответчиков в нарушении международных обязательств, налагаемых на них Конвенцией 1950 года.

Европейский Суд показал возможность использования судебной системы не только для мирного разрешение споров, но и для контроля за соблюдением прав человека.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств представляет собой специализированный суд, предназначенный для разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств.

Он был создан на основе Соглашения о мерах по обес­печению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц СНГ от 15 мая 1992 г., участниками которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

6 июля 1992 г. были приняты Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение об Экономическом Суде. В Уставе СНГ (ст. 32) Суд был закреплен как постоянно действующий орган.

Свою деятельность он начал в 1994 году. К ведению Суда отнесено разрешение только межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении обязательств, предусмотренных соглашениями и решениями органов Содружества, а также споров о соответствии нормативных и иных актов государств – участников СНГ соглашениям и иным актам Содружества (п.

3 Положения). Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Кроме того, Суд может толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства–участника Соглашения 1992 года, назначаемых или избираемых на десять лет. Высшим коллегиальным органом является Пленум Суда, состоящий из судей и председателей высших хозяйственных (арбитражах) судов государств-участников.

Пленум рассматривает жалобы на решения Суда и выносит окончательный вердикт.

Споры подлежат рассмотрению с согласия заинтересованных государств и по заявлению органов Содружества.

По результатам рассмотрения спора Суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения (либо его отсутствия) государством международного соглашения или решений органов Содружества и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий (п. 4 Положения). Следовательно, решения Суда носят рекомендательный характер, что отличает его от других международных судебных органов. За время своего существования Судрассмотрел около 30 дел, большую часть которых составляют запросы о толковании.

Получило известность толкование терминов «государство – участник СНГ» и «государство – член СНГ».