Какой правоспособностью обладает кфх

Какой правоспособностью обладает кфх

Заключение


О статусе КФХ, исходя из действующего законодательства, можно сделать такие выводы:

  1. КФХ имеет схожие с ИП элементы: может нанимать людей, заниматься коммерческой деятельностью, представлять упрощенную отчетность в ФНС и т. д.;
  2. действие КФХ, созданных до 2013 года, продолжается по сей день, их перерегистрация пока не требуется
  3. создание КФХ в форме юридического лица происходит по общим правилам;
  4. о регистрации КФХ вносится запись в ЕГРИП (специальный реестр для них не создан);
  5. глава КФХ и ИП — это разные, не зависящие друг от друга статусы;

Мы будем рады оказать вам любую помощь и с удовольствием ответим на все ваши вопросы.Подписывайтесь на наш канал и будьте юридически грамотными!

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2020 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб. р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск: закрыть

Закрытие и перерегистрация КФХ

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства.

Определяются и другие причины закрытия КФХ :

  1. По обоюдному согласию всех членов;
  2. В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.
  3. При банкротстве хозяйства;
  4. Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду. Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года!

Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно. Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь.

Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно – государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

Правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств в условиях модернизации гражданского законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 347.19 БО1: 10.19073/2306-1340-2018-15-1-107-111 ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ _ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ТАГИРОВА Алла Викторовна* И Ул.

Пушкина, 11, Элиста, Республика Калмыкия, 358000, Россия Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме отнесения крестьянских (фермерских) хозяйств к определенному виду юридических лиц.

Целью статьи является анализ действующих правовых норм, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств.

Основное внимание в работе автор акцентирует на гражданской правоспособности крестьянского (фермерского) хозяйства, выделяет и описывает характеристики главы хозяйства, обладающего специальной правоспособностью.

В статье выяснены особенности регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Данное направление дополняется также рассмотрением вопроса об имущественной самостоятельности хозяйства. На основе изучения правовых норм, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, установлены пробелы гражданского законодательства и раскрывается необходимость его совершенствования.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, правовое регулирование, функционирование, развитие. General Legal Characteristics of Peasant (Farmer’s) Economy in the Conditions of Modernization of Civil Legislation Tagirova Alla V.** El 11 Pushkina st., Elista, Republic of Kalmykia, 358000, Russia Abstract. The article is devoted to the actual problem of assigning peasant (farmer’s) economy to a certain type of legal entities.

The purpose of the article is to analyze the existing legal norms governing the activities of peasant (farmer’s) economies. The Author focuses on the civil legal capacity of the peasant (farmer’s) economy, identifies and describes the characteristics of the head of the economy, which has special legal capacity.

In the article the peculiarities of registration ofpeasant (farmer’s) economy are elucidated.

This direction is also supplemented by consideration of the issue of the property independence of the economy. Based on the study of the legal norms governing the activities of peasant (farmer’s) economy, there are gaps in civil legislation and the need for its improvement is revealed. Keywords: peasant (farmer’s) economy, legal regulation, functioning, development.
Keywords: peasant (farmer’s) economy, legal regulation, functioning, development. Современная юридическая литература по гражданскому праву представляет собой огромный массив информации, в которой изучение вопроса правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — К(Ф)Х) под- вергнуто всестороннему анализу и изучению.

Отдельные вопросы гражданско-правового статуса К(Ф)Х в современной юридической литературе традиционно заслуживают большого внимания.

Об этом, в частности, свидетельству- * Аспирант кафедры гражданского права, предпринимательского права, семейного права, международного частного права Калмыцкого государственного университета им.

Б. Б. Городовикова. ** Post-graduate student of the Department of Civil Law, Business Law, Family Law, Private International Law at B. B. Gorodovikov Kalmyk State University. ют работы известных российских ученых-юристов Н.

Н. Мельникова [3], О. А. Серовой [5], Н. Н. Тютеревой [7], А. Ю. Суюндуковой [6], Ю.

К. Толстого [1] и др. О значительном внимании к проблемам развития фермерства в Российской Федерации свидетельствуют работы многих ученых, в том числе Д.

Е. Макарова [2]. При подробном анализе правовых норм, раскрывающих понятие К(Ф)Х, обнаруживается коллизия права, обусловленная различными толкованиями. Пунктом 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»1 дается определение К(Ф)Х как самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

В последующем, с принятием Закона РСФСР от 27 декабря 1990 г. № 461-1, норма названной статьи подверглась некоторому изменению, при этом суть определения К(Ф)Х осталась прежней.

Анализ приведенных норм показывает, что К(Ф)Х того времени создавались гражданином (семьей, группой граждан), при этом обладали правами юридического лица, что вызывало по меньшей мере правовую неопределенность. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), вступившего в силу 8 декабря 1994 г., введено понятие юридических и физических лиц, в связи с чем крестьянское (фермерское) хозяйство более не имело статуса юридического лица.

С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), вступившего в силу 8 декабря 1994 г., введено понятие юридических и физических лиц, в связи с чем крестьянское (фермерское) хозяйство более не имело статуса юридического лица. Так, с 1 января 1995 г. вступила в силу ст.

23 ГК РФ, которой предусмотрено положение о том, что главой К(Ф)Х признается индивидуальный предприниматель с момента его государственной регистрации.

ГК РФ сформулировал понятие К(Ф)Х, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Однако стоит признать, что законодатель не закрепил четкое понятие К(Ф)Х, раскрывающее субъектный состав и в полной мере определяющее его правовой статус.

С точки зрения правового статуса К(Ф)Х как субъекта гражданских правоотношений как в теории, так и в практике применения законодатель- ства существует неопределенность, приводящая к правовой неясности. Как рассмотрено выше, Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» статус К(Ф)Х определялся в форме юридического лица.

С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность без образования юридического лица, а глава К(Ф)Х признается предпринимателем. Наряду с этим п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11 июня 2003 г.

№ 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»2 (далее — новый Закон) предусмотрено право указанных хозяйств как юридических лиц сохранить свой статус до 1 января 2013 г., в связи с чем до указанной даты существовало два вида фермерских хозяйств: крестьянские (фермерские) хозяйства -юридические лица и хозяйства без образования юридического лица.

После 1 января 2013 г. должна возникнуть необходимость приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с действующим законодательством.

Однако в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 г.

№ 263-ФЗ

«О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

3 указанный срок продлен до 1 января 2021 г., соответственно, крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные до 1995 г., продолжают существовать с правами юридических лиц.

Федеральный закон от 11 июня 2003 г.

№ 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» раскрывает понятие К(Ф)Х как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Предполагалось, что с принятием нового Закона произойдет исключение одновременного существования разнородных по правовой природе крестьянских (фермерских) хозяйств.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»4 введен 1 Ведомости Съезда народ. депутатов РСФСР и Верхов. Совета РСФСР 1990. № 26, ст. 324. 2 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 24, ст. 2249.

Федерации. 2003. № 24, ст. 2249. 3 Рос. газ. 2012. 28 дек. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 4 Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

параграф 2 главы 4 «Юридические лица», включающий в себя такой вид коммерческих корпоративных организаций, как крестьянские (фермерские) хозяйства. Этим же законом признан утратившим силу п. 2 ст. 23 «Предпринимательская деятельность гражданина», в прежней редакции которого устанавливалось, что глава К(Ф)Х, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации.

Анализ правовой нормы ст. 86.1 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что законодатель отнес рассматриваемые хозяйства к числу юридических лиц — коммерческих организаций. Соответственно, правовая природа участия крестьянского (фермерского) хозяйства — юридического лица непосредственно зависит от отнесения их законодателем к числу корпоративных организаций. Представляется, что участники таких юридических лиц приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (п.

2 ст. 65.1 ГК РФ). По вопросу о необходимости признания за хозяйством статуса юридического лица высказывались различные точки зрения.

В. Плотников выделяет семейные и корпоративные (несемейные) типы фермерских хозяйств. Корпоративное фермерское хозяйство должно действовать в форме юридического лица, а семейное хозяйство по своему выбору — приобрести статус юридического лица или осуществлять деятельность без образования юридического лица [4].

О. А. Серова подчеркивает, что в Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» осуществлена попытка совмещения конструкции юридического лица и индивидуальной формы ведения предпринимательской деятельности. При этом фермерское хозяйство обладает основными признаками юридического лица, а хозяйству для признания его юридическим лицом не хватает лишь соответствующего решения законодателя [5].

Автор приходит в выводу о неопределенности в гражданско-правовом регулировании деятельности К(Ф)Х, а также о наличии проблем в решении таких вопросов, как его государственная регистрация в порядке, предусмотренном для индивидуального предпринимателя, когда регистрации подлежит лишь глава К(Ф)Х, хотя 5 Доступ из СПС «КонсультантПлюс». последние могут быть коллективными образованиями, и поэтому незарегистрированными остаются иные его члены. Существующее в гражданском законодательстве многообразие подходов к вопросу о регистрации К(Ф)Х обусловливает несовершенство регистрационного законодательства.

Обратимся к ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринима-телей»

5, положения которой не предусматривают уведомительную регистрацию в налоговых органах соглашения о создании К(Ф)Х, а также иные документы, подтверждающие родство с главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

В данном случае законодательство предусмотрело в качестве обязательного документа соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, которое не хранится в регистрационных делах налогового органа, а лишь в самом хозяйстве.

Данное обстоятельство может привести к негативным последствиям, таким как утрата соглашения о создании К(Ф)Х, которое является, по сути, основным документом, регламентирующим деятельность хозяйства в области сельского хозяйства.

Соглашением, заключенным между членами К(Ф)Х, определяется порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, которое принадлежит его членам на праве совместной собственности. Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства также устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

По взаимному согласию члены К(Ф)Х устанавливают перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, а также порядок его формирования. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и иные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и иные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. Анализ действующего гражданского законодательства показывает, что регистрация К(Ф)Х осуществляется по месту жительства главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Н. Н. Мельников отмечает, что регистрацию крестьянского (фермерского) хозяйства нельзя ставить в зависимость от места жительства, так как его можно сменить. Поэтому регистрацию необходимо производить по месту нахождения земельного участка, предоставленного или приобретенного для ведения хозяйства [3].

Законодатель определяет гражданскую правоспособность как способность иметь гражданские права и нести обязанности (п. 1 ст. 17 ГК РФ). Поскольку глава крестьянского (фермерского) хозяйства действует от имени хозяйства, представляет его интересы без доверенности, то соответственно, он обладает специальной правоспособностью. Спорным остается вопрос о признании главы крестьянского (фермерского) хозяйства субъектом права, и для разъяснения этого вопроса его необходимо рассматривать с позиции коллективного ведения хозяйства.

Нельзя не согласиться с мнением Д. Е. Макарова, который считает, что субъектом административной ответственности в фермерском хозяйстве — юридическом лице является само хозяйство.

Вместе с тем ученый говорит о том, что субъектом административной ответственности в фермерском хозяйстве, действующем без образования юридического лица, является глава хозяйства [2]. Автор статьи полагает, что главу крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо рассматривать как субъект права, который обладает специальной правоспособностью, действует от имени хозяйства и представляет его интересы без специальной доверенности. Законом предусмотрены случаи, когда глава может отказаться от своих полномочий и перейти в состав членов хозяйства, а нового главу вправе выбрать из числа других членов.

Именно с этим моментом закон связывает юридически значимые действия, которые могут повлечь неблагоприятные правовые последствия в виде признания действий (бездействия) главы, совершения сделок по отчуждению имущества и др. Нельзя оставить без внимания вопрос об отнесении главы крестьянского (фермерского) хозяйства — юридического лица к субъекту права в случае реорганизации либо ликвидации хозяйства.

В соответствии со ст. 259 ГК РФ члены фермерского хозяйства, действующего без образования юридического лица, вправе образовать на базе крестьянского (фермерского) хозяйства хозяйственное товарищество или кооператив. Законодатель предусмотрел случаи ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства путем признания его банкротом.

Правоприменительная практика в этом вопросе противоречива. Одни ученые считают, что правопреемниками по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства — юридического лица надлежит признавать всех членов хозяй-ства6, другие — что глава крестьянского (фермерского) хозяйства — юридического лица является правопреемником7.

Такой подход может объясняться, с одной стороны, коллизиями в законодательстве, регулирующем крестьянские (фермерские) хозяйства, а с другой — тем, что правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства находится в стадии своего формирования. В заключение необходимо отметить, что подробный анализ действующего гражданского законодательства, а также исследование вопросов несовершенства правовых норм, регламентирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, приводят к мысли о необходимости совершенствования гражданского законодательства в этой сфере и обусловливают неизбежность детального исследования теории и практики правового регулирования К(Ф)Х. Список литературы 1. Интервью с Ю.

К. Толстым, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета, членом Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства // Законодательство. 1999. № 12. С. 2-6. 2. Макаров Д.
1999. № 12. С. 2-6. 2. Макаров Д.

Е. Административно-правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

24 с. 3. Мельников Н. Н. Теоретические проблемы формирования правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2012.

54 с. 4. Плотников В. Ситуация начинает меняться к лучшему // Российский фермер. 2009. № 12. С. 8-9. 6 Постановление ФАС Сев.-Кавказ.

окр. от 11 дек. 2008 г. по делу № А53-4281/2008-С2-6.

URL: https://www.lawmix. ru/sev-kav/16747 7 См, напр.: Постановление ФАС Дальневост. окр. от 7 апр. 2004 г № 03-А73/04-2/470 ; Постановление ФАС Дальне-вост. окр. от 22 марта 2004 г № 03-А73/05-2/470.

Доступ из СПС «Гарант». 5. Серова О. А. Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе субъектов предпринимательской деятельности // Российский судья. 2006. № 2. С. 6-8. 6. Суюндукова А.

Ю. Гражданско-правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2011.

28 с. 7. Тютерева Н. Н. Проблемы правоспособности крестьянского (фермерского) хозяйства // Труды филиала МГЮА в г. Вологде. Вологда : Вологод. ЦНТИ — филиал ФГУ «Объединение «РОСИНФОРМРЕСУРС», 2009.

Вып. 8. References 1. Interv’yu s Yu. K. Tolstym, zasluzhennym deyatelem nauki Rossiiskoi Federatsii, doktorom yuridicheskikh nauk, professorom kafedry grazhdanskogo prava Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, chlenom Soveta po kodifikatsii i sovershenstvovaniyu grazhdanskogo zakonodatel’stva [Interview with Yu.

K. Tolstoy, Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Legal Sciences, Professor of the Civil Law Department at St. Petersburg State University, Member of the Council for the codification and improvement of civil legislation]. Zakonodatel’stvo — Legislation, 1999, no.

12, pp. 2-6. 2. Makarov D. E.

Administrativno-pravovoi status krest’yanskikh (fermerskikh) khozyaistv. Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Administrative-Legal Status of Peasant (Farmer’s) Economy.

Ext. Abstr. Cand. Legal Sci. Dis.].

Rostov on Don, 2004. 24 p. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 3. Mel’nikov N.

N. Teoreticheskie problemy formirovaniya pravovogo statusa krest’yanskogo (fermerskogo) khozyaistva.

Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Theoretical Problems of Formation of the Legal Status of a Peasant (Farmer’s) Economy.

Ext. Abstr. Cand. Legal Sci. Dis.].

Moscow, 2012. 54 p. 4. Plotnikov V. Situatsiya nachinaet menyat’sya k luchshemu [The Situation Is Beginning To Change for the Better]. Rossiiskii fermer — Russian Farmer, 2009, no.

12, pp. 8-9. 5. Serova O. A. Krest’yanskoe (fermerskoe) khozyaistvo v sisteme sub»ektov predprinimatel’skoi deyatel’nosti [The Peasant (Farmer’s) Economy in the System of Business Entities]. Rossiiskii sud’ya — Russian Judge, 2006, no.

2, pp. 6-8. 6. Suyundukova A. Yu. Grazhdansko-pravovoi status krest’yanskogo (fermerskogo) khozyaistva.

Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Civil-Law Status of the Peasant (Farmer’s) Economy. Ext. Abstr. Cand. Legal Sci. Dis.].

Moscow, 2011. 28 p. 7. Tyutereva N. N. Problemy pravosposobnosti krest’yanskogo (fermerskogo) khozyaistva [Problems of Capacity of the Peasant (Farmer’s) Economy]. Trudy filiala MGYuA v g. Vologde — Proceedings of the Branch of Moscow State Law Academy in the City of Vologda.

Vologda, Vologda Scientific and Technical Information Center — «Ob»edinenie «ROSINFORMRESURS» branch Publ., 2009. Iss. 8.

Кто может создать КФХ

Граждане, объединившиеся с целью извлечения прибыли, большая доля которой (свыше 70%) сформирована сбытом произведённой с/х продукции, именуются КФХ.

Подобное объединение подразумевает наличие между участниками родственных взаимоотношений и/или общих имущественных прав.

Целью является совместное осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности. КФХ не относится к разряду юридических лиц (хоть на законодательном уровне закреплено право пройти регистрацию, на практике это невозможно).КФХ возглавляет Глава (избирается с согласия всех участников), получить статус члена могут:

  1. любые граждане, независимо от наличия родственных связей с главой КФХ.
  2. супруги с родителями, дети, ближайшие родственники (от братьев и сестёр, до бабушек и дедушек любого из супругов), но не более чем из 3-х семей;

Обязательное условие – достижение возраста 16 лет.

Предельно разрешённое количество участников – 5.

Создать объединение может один человек. Главы КФХ, ведущие деятельность единолично, автоматически наделяются статусом ИП с даты государственной регистрации КФХ (согласно ч.2ст.23 ГК РФ).Участники КФХ наделяют Главу правом представления интересов хозяйства, а также заключения сделок, выдачи доверенностей, приёма и увольнения сотрудников, организации бухгалтерского учёта. Всё имущество, используемое КФХ и принадлежащее ему, является совместной собственностью граждан-участников, если альтернативное не прописано договором о создании или законодательными актами.

В перечень подобного имущества входят не только земли с/х назначения, но и любые постройки хозяйственного назначения, животные и птица, с/х техника, оборудование, ТС, инвентарь. К этой же категории можно отнести любое имущество, которое приобреталось на общие деньги.

Государство и муниципалитеты предоставляют гражданам, изъявившим желание организовать КФХ, земельные участки. Земельным Кодексом РФ обозначено, что КФХ может использовать в деятельности участки размером 1-5 га, категории «земли с/х назначения».

Ограничения по размерам земли не применяются к участкам в собственности КФХ. Однако общая площадь земель, занимаемых и находящихся в собственности КФХ, не должна превышать 10% от сельхозугодий района.

Ограничение относится к участкам в собственности и не оказывает влияния на арендуемые земли.Часто объединяют определения крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ).Однако различия значительны:

  1. личное хозяйство не предполагает участие членов;
  2. занятия в сфере ЛПХ разрешается начинать после завершения процедуры регистрации прав на землю.
  3. владельцы ЛПХ не имеют отношения к субъектам предпринимательства. Осуществляется совместно проживающими лицами (обычно являются родственниками), ради удовлетворения собственных нужд. Земельный участок был приобретён в собственность или предоставлен специально для развития личного хозяйства;
  4. участок, находящийся в собственности и используемый в личном хозяйстве не должен превышать 2,5 га;

ЛПХ – это первый этап развития для фермера, КФХ же позволяет расширить границы личного хозяйства до бизнеса.Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:К разряду общего имущества относятся также результаты деятельности КФХ и полученные доходы. Распределение осуществляется согласно установленным соглашением правилам.

Индивидуальный предприниматель – глава крестьянского фермерского хозяйства

Мы выяснили, что глава крестьянского фермерского хозяйства предпринимателем может быть – этого не запрещает.

Обычный гражданин (не ИП) также вправе заниматься деятельностью в сельскохозяйственной сфере, если это участие закреплено в соглашении в связи с созданием КФХ. Какой способ выбрать для ведения подобного бизнеса – каждый решает самостоятельно с учетом имеющихся возможностей и поставленных целей.

При принятии решения продумайте, какие планируются масштабы деятельности; учитывайте, что предприниматель действует самостоятельно, а создание КФХ означает соблюдение утвержденного в хозяйстве соглашения. Кроме того, если вы соберетесь расширяться и задумаете нанять сотрудников со стороны (по трудовым договорам или в рамках ГПД), количество лиц ограничено 5 гражданами-участниками фермерства.

Предприниматель же волен нанимать любое число работников. В то же время для КФХ государство предлагает большее разнообразие субсидий, льгот, ссуд и других видов поддержки.