Использование служебного положения в целях личного обогащения

Использование служебного положения в целях личного обогащения

Меры наказания


Статья 285 УК разбита на 4 части, каждая из которых предусматривает различные наказания. Первая часть описывает злоупотребление без квалифицирующих признаков и предлагает следующие виды наказаний:

  1. Принудительные работы до 4 лет;
  2. Тюремное заключение до 4 лет.
  3. Штраф до 80 тыс. рублей;
  4. Лишение права заниматься определённой работой на 5 лет;
  5. Арест до полугода;

Обратите вниманиеВ зависимости от обстоятельств дела, виновному могут вменить статью 330 УК РФ за самоуправство, то есть совершение лицом самовольных действий (вопреки закону), нарушающих установленный порядок или интересы других граждан. В этой можно прочитать подробнее.

Вторая часть предусматривает наказание за злоупотребление, которое допустили должностные лица, чьи должности установлены законодательными актами для непосредственного выполнения функций государственного органа. Список наказаний такой же, как и в первой части, но их размер гораздо строже: от 100 тысяч штрафа до 7 лет лишения свободы.

Объективная сторона части третьей включает в себя совершение действий по первой или второй части, если они привели к тяжким последствиям. Под ними понимаются крупные аварии, остановка производства, значительный материальный ущерб, психическое заболевание, покушение на самоубийство или смерть потерпевшего и т.д.

Под ними понимаются крупные аварии, остановка производства, значительный материальный ущерб, психическое заболевание, покушение на самоубийство или смерть потерпевшего и т.д. Окончательную оценку того, относятся ли наступившие последствия к тяжким, даёт суд. Такое злоупотребление служебным положением в уголовном праве наказывается исключительно тюремным заключением до 10 лет с лишением возможности в последующем заниматься определённой работой на 3 года.

Возможная ответственность за превышение и ЗДП

Уголовный кодекс полностью описывает ситуации превышений и злоупотреблений лиц наличествующим должностным положением и предусматривает различные виды наказания созависимо тяжести совершенного преступления. Так, согласно со ст. 285 УК РФ, злоупотребление, осуществленное лицом, не обладающим статусом государственной должности РФ, или же соответствующей должности субъекта РФ, и не возглавляющим местные органы самоуправления предусматривает:

  1. Штраф, размером до 80 тыс. рублей или шести месячных доходов;
  2. Принудительные работы или лишение свободы длительностью вплоть до 4 лет;
  3. Арест длительностью от 4 до 6 месяцев.
  4. Лишение права занимать должность или заниматься определенными видами деятельности сроком до пяти лет;

Аналогичные санкции предусматривает согласно ст. 286 УК РФ превышение наличествующих полномочий.

Для лиц, которые же занимают вышеупомянутые госдолжности, злоупотребления с превышениями предусматривает более жёсткие предпринимаемые меры:

  1. Штраф, имеющий размер от 100 до 300 тыс. рублей или в размере дохода за срок от одного до двух лет;
  2. Лишение свободы длительностью до семи лет.
  3. Принудительные работы сроком до пяти лет, вместе с лишением права на занятие определенных должностей на три года или без этого условия;

Также, ст.

285 УК РФ предполагает обязательное лишение свободы длительностью от трех до десяти лет одновременно с трехлетним сроком лишения права на занятие определенных должностей, если преступление в итоге повлекло за собой тяжкие последствия. Аналогичные санкции регламентируются и относительно превышения полномочий, фактически повлекших тяжкие последствия, которые совершались с использованием оружия, насильственных действий или же под угрозами такового применения.

Помимо того, российское законодательство предусматривает отдельные способы квалификации за растрату бюджетных и внебюджетных средств, внесение в существующие реестры государственного уровня неправдивых и недостоверных сведений, присвоение полномочий должностных лиц и другие подобные преступления, регламентируемые прочими статьями УК.

Поэтому правильная квалификация существующего преступления является немаловажной задачей для служебного расследования при последующем обращении в органы правосудия. Отдельные внутренние распоряжения государственных органов и правила внутреннего распорядка могут предполагать также наложение дисциплинарных взысканий, в том числе как предусмотренных федеральным законодательством или , так и предполагаемых непосредственно внутренними инструкциями отдельных институтов.

Примером таковых дисциплинарных взысканий может служить понижение в должности или строгий выговор в структурах МВД.

Варианты злоупотребления полученными полномочиями

Применять полномочия в собственных целях могут как должностные лица, так и не отнесенные к властным государственным структурам руководители организаций общественного или коммерческого типа. Поэтому согласно уголовному законодательству выделяют ряд схожих правонарушений:

  1. злоупотребление возможностями управления в негосударственной компании.
  2. злоупотребление служебными (должностными) полномочиями;
  3. несоблюдение пределов полученных прав;

Преступный состав

Неправомерное использование чиновником власти, которая ему положена по закону, назначением или избранием для собственных благ входит в состав преступления.

В УК РФ из статей 201-204 видно, что под действие данных правовых актов попадают незаконные намерения сотрудников предприятий разного статуса.Злоупотребляют, превышают полномочия, совершают коммерческие подкупы разные структуры, поэтому они стоят под строгим контролем законодательной и исполнительной власти.

Служебные интересы не трактуются в рамках одного ведомства. Они должны быть в сочетании, но не в противостоянии государственным интересам.

Ответственность за использование служебного положения

предусмотрена статьями 201- 204 УК РФ. Попадают под действие документа преступления в коммерческих и других предприятиях, государственных и муниципальных органов.

Злоупотребление и превышение полномочий, а также коммерческий подкуп встречаются наиболее часто и подлежат наказанию в рамках законодательства.

По отношению к коммерческим организациям, уголовное преследование возможно далеко не во всех случаях. Примечание 2 статьи 201 уголовного кодекса РФ поясняет, что уголовное дело заводится только по заявлению пострадавшего лица либо с его согласия. В противном случае, даже если организации нанесен финансовый либо имиджевый эффект, но заявление в правоохранительные органы отсутствует, уголовное преследование не грозит коммерческим лицам, допустившим злоупотребление служебными обязанностями.

Существует дополнительно примечание 3, разграничивающее зону ответственности, и делающее понятие уголовного преследования более четким.

В соответствии с данной поправкой, если нанесен ущерб сообществу людей или организаций, вопрос о привлечении к ответственности должностного лица осуществляется на общих основаниях.

Несмотря на сложность и запутанность статей 201-204 уголовного кодекса РФ, а также дополнений и поправок, термин ответственности за использование служебного положения становится достаточно понятным и четким.

Использование указанных статей не может быть применено при наличии одного или нескольких факторов:

  1. При отсутствии официального обращения пострадавшей организации или частного лица, понесшего убытки или ущерб, или при отсутствии согласия на подобные действия.
  2. Организация осуществляет коммерческую или иную деятельность и не относится к государственным и муниципальным структурам.
  3. Если нарушены интересы конкретной коммерческой компании, без привлечения служебных органов, или совокупности компаний.

Ограничение уголовного преследования возможно только для компаний, занятых в коммерческой деятельности и имеющих соответствующий статус.

Исключение могут составлять государственный и муниципальные службы, которым по действующему законодательству присвоен подобный статус.

Статья 50 ГК РФ четко дает определение коммерческих и иных предприятий. В соответствии с данным документом:

  • Организации коммерческого типа ставят цели извлечения прибыли и ее распределение между участниками, некоммерческими партнерами, являются юридическими лицами.
  • Некоммерческие организации создаются в качестве кооперативов, учреждений общественного или религиозного типа. Форма финансирования таких предприятий может быть различной, от использования специальных фондов для частного инвестирования. Возможна коммерческая деятельность подобных организаций, но только для достижения задекларированных целей.
  • Коммерческие компании могут иметь форму хозпредприятий, кооперативов, товариществ, а также государственных и унитарных предприятий.
  • Ассоциации и союзы являются формой объединения коммерческих и некоммерческих партнеров.

В соответствии со статьей 201 УК РФ примечание 2, государственные структуры, осуществляющие уголовное преследование коммерческих компаний, могут использовать механизмы воздействия при наличии заявления потерпевших либо их согласии. В противном случае организация не несет ответственности за превышение служебных полномочий управляющего лица.

Для того чтобы получить согласие пострадавшего лица, государственные структуры должны обратиться в компанию или к ее руководителю. При отказе представителя организации в согласии, на него может распространиться ответственность в соответствии со статьей 53 ГК РФ, а также впоследствии взыскан ущерб для организации, предусмотренный ст.

201-204 УК РФ. Решение о необходимости уголовного преследования принимается руководством коммерческой организации либо уполномоченными действовать от ее имени лицами. При этом могут учитываться оценки учредителей и их заинтересованность в расследовании дела.

Примеры употребления слова коррупция в литературе.

При всем том, что Чехов старается быть предельно объективным и описывать жизнь как можно правдивее, невозможно, читая его рассказы, не чувствовать, что жестокость и бескультурье, о которых он пишет, коррупция, нищета бедных и равнодушие богатых неизбежно приведут в конце концов к кровавой революции. Может, конечно, и здесь все круто переменилось за последние годы, но раньше Дархан не славился мафией и коррупцией, как, например, Кассилия.

Тогда, опять же, в связи с гонениями на диссертантов, строжайше запретили обмывать защиту на банкетах, считая это скрытой формой коррупции. В Болгарии был официально взят под стражу Тодор Живков — лидер компартии и глава государства, обвиненный в коррупции, казнокрадстве и антигосударственной деятельности.

Например, если банк выдает льготный кредит заемщику с сомнительной репутацией без достаточных гарантий возврата кредита в установленный срок, любой эксперт назовет такое действие нерациональным или попросту глупым, если только не заподозрит злой умысел или коррупцию. Источник: библиотека Максима Мошкова

Особенные составы

Наказание за злоупотребление служебным положением может быть ужесточено, если указанные действия привели к возникновению последствия тяжкого характера. В этом случае срок задержания увеличивается до десяти лет с лишением права работать в определенной сфере в течение трехлетнего срока.Более жесткие санкции применяются в отношении государственных служащих и других работников, которые злоупотребили полномочиями по должности.

По этом указанные работники должны обладать властными правомочиями. В противном случае они будут нести ответственность по другим нормам УК РФ.Согласно нормам статьей УК, злоупотребление служебным положением предполагает совершение активных действий в целях реализации личной корысти, заинтересованности.

Помощь при нарушении

В случаях, когда у должностного лица отсутствует корыстный мотив либо личная заинтересованность, то злоупотребление должностными полномочиями может быть переквалифицировано в дисциплинарный проступок. Обязательным условием для таких действий является несущественное нарушение прав и интересов граждан либо организаций, охраняемых законом. Действующий закон Российской Федерации многогранен, поэтому одна неверная трактовка и незначительное превышение служебных полномочий переходит к части злоупотреблений должностными полномочиями.

Чтобы разобраться точно со своими нарушениями и степенью заслуженного наказания, рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью к профессиональному адвокату по уголовным делам. Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство.
Такой шаг сможет дать обвиняемому возможность для получения минимального наказания, предусмотренного законодательство. Вам помогут организовать рассмотрение дела, учитывая все обстоятельства, а также правильно обозначить причиненный ущерб.

Что является злоупотреблением служебным положением

Следует отметить, что служебное положение неразрывно связано с полномочиями.

Должностное лицо, которое занимает пост, получает за счет этого определенное положение, в это же время он наделяется рядом обязанностей, относящихся к полномочиям.В статье 285 Уголовного кодекса содержится определение рассматриваемого преступления.

Под злоупотреблением понимается выраженное в активной / пассивной форме деяние, совершаемое лицом, занимающим должность в госорганах. Диспозиция указывает на то, что целью является личная заинтересованность, чем может быть корысть.Результатом совершения преступления является нарушение прав людей, организаций.

В этом случае обязательно должен быть в наличии признак существенности, который является оценочным. Последствия могут носить тяжкий характер.Следует разграничивать злоупотребление и превышение должностных полномочий. Основное различие ─ превышение может быть выражено только действием.

Использование служебного положения — квалифицирующий признак при совершении корыстных преступлений: мошенничества, присвоения и растраты

В соответствии с п.

29 Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 года № 48

«О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»

под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (часть 3 статьи 159, часть 3 статьи 159.1, часть 3 статьи 159.2, часть 3 статьи 159.3, часть 3 статьи 159.5, часть 3 статьи 159.6, часть 3 статьи 160 УК РФ), следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).

Признак совершения преступления с использованием своего служебного положения отсутствует в случае присвоения или растраты принадлежащего физическому лицу (в том числе индивидуальному предпринимателю) имущества, которое было вверено им другому физическому лицу на основании гражданско-правовых договоров аренды, подряда, комиссии, перевозки, хранения и др. или трудового договора. Указанные действия охватываются частью 1 статьи 160 УК РФ, если в содеянном не содержится иных квалифицирующих признаков, предусмотренных этой статьей.

Согласно примечания к ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительный, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 19 от 16.10.2009

«О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

При квалификации преступления с использованием своего служебного положения необходимо учитывать, что использование служебного положения должно облегчить лицу получение чужой собственности.

Статья 364. Злоупотребление властью или служебным положением

1. Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, из корыстных побуждений либо в иных личных интересах или в интересах третьих лиц, использование должностным лицом власти либо служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц, наказывается исправительными работами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 2. То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены работником правоохранительного органа,наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества. Примечание: 1. Должностными лицами являются лица, постоянно либо временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно либо временно на предприятиях, в учреждениях либо организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

2. Должностными лицами также признаются иностранцы или лица без гражданства, выполняющие обязанности, указанные в пункте 1 настоящего примечания. 3. Существенным вредом в статьях 364, 365, 367, если он заключается в причинении материального ущерба, считается такой вред, который в сто и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

4. Тяжкими последствиями в статьях 364-367, если они заключаются в причинении материального ущерба, считаются такие, которые в двести пятьдесят и более раз превышают не облагаемый налогом минимум доходов граждан. 1. Злоупотребление властью или служебным положением признается преступлением при наличии трех признаков в их совокупности: а) использование должностным лицом власти или должностного положения вопреки интересам службы; б) совершение такого деяния из корысти и иной личной заинтересованности или в интересах третьих лиц; в) причинение такими действиями существенного ущерба интересам отдельных граждан, государственным и общественным интересам или интересам юридических лиц.

Отсутствие одного из указанных признаков свидетельствует об отсутствии состава преступления, предусмотренного ст. 364. 2. С объективной стороны преступление выражается в двух формах: 1) злоупотребление властью; 2) злоупотребление служебным положением. Злоупотребление властью представляет собой умышленное использование должностным лицом, имеющим властные полномочия, вопреки интересам службы, своих прав в отношении предъявления требований и принятия решений, обязательных для исполнения иными физическими или юридическими лицами.

Злоупотреблять властью может как представитель власти, так и должностное лицо, исполняющее организационно-рапспорядительные функции, поскольку последний также имеет властные полномочия, которые распространяются лишь на подчиненных ему лиц.

Злоупотребление служебным положением — это какое-либо умышленное использование должностным лицом своих прав и возможностей, связанных с должностью, вопреки интересам службы Злоупотребление властью или служебным положением предполагает наличие взаимосвязи между должностным положением виновного и его поведением, которое выражается в незаконных действиях или бездействии.

Должностное лицо при злоупотреблении в какой-либо форме стремится воспользоваться своим должностным положением, которое предполагает как наличие предусмотренных нормативными актами полномочий, прав и обязанностей, так и наличие фактической возможности, которая имеется благодаря авторитету должности (ее общепризнанный вес, важность, влияние и т.п.).

Должностное лицо при злоупотреблении в какой-либо форме стремится воспользоваться своим должностным положением, которое предполагает как наличие предусмотренных нормативными актами полномочий, прав и обязанностей, так и наличие фактической возможности, которая имеется благодаря авторитету должности (ее общепризнанный вес, важность, влияние и т.п.).

Поэтому злоупотребление может быть совершено не только по месту работы виновного, но и в иных предприятиях, учреждениях или организациях. Использование служебного положения вопреки инте(ресам службы предусматривает совершение должностным ((служебным) лицом таких действий, которые нарушают служебные обязанности и противоречат интересам государственной службы, интересам предприятия, учреждения или организации. Под интересами службы понимаются интересы государства вообще, и, кроме этого, интересы предприятий, учреждений или организаций, которые не противоречат, не противопоставляются интересам государства.

При этом понятие -интересы службы- нельзя толковать лишь узковедомственно.

Оно должно сочетаться, а не противопоставляться интересам общегосударственным. Поэтому действия, продиктованные якобы заботой о своем учреждении или предприятии и совершенные в ущерб интересам других организаций или отдельных граждан или за счет общегосударственных интересов, также образуют злоупотребление служебным положением.
Поэтому действия, продиктованные якобы заботой о своем учреждении или предприятии и совершенные в ущерб интересам других организаций или отдельных граждан или за счет общегосударственных интересов, также образуют злоупотребление служебным положением.

Для наличия преступления, предусмотренного ст.

364, необходимо также установить, что в результате допущенного должностным лицом злоупотребления властью или служебным положением причинен существенный ущерб государственным или общественным интересам, а также охраняемым законом правам интересам отдельных граждан. При этом причинение такого вреда должно быть причинно связано с совершенным должностным лицом злоупотреблением властью или служебным положением.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Должностное лицо сознает, что, совершая указанные выше действия или бездействия, оно использует свое служебное положение вопреки интересам службы и желает этого. По отношению к последствиям — наступлению существенного вреда интересам отдельных граждан, интересам государственных или общественных предприятий, учреждений или организаций — психическое отношение должностного лица может быть в форме как умысла, так и неосторожности.

Под корыстным мотивом следует понимать стремление к незаконной материальной выгоде (получение имущества или приобретение права на него, освобождение от личных материальных затрат и т.п.).

Под иной личной заинтересованностью следует понимать как низменные побуждения виновного (месть, зависть, карьеризм), так и желание оказать услугу родственнику или другому близкому человеку. 4. Субъектом данного преступления может быть лишь должностное (служебное) лицо. Злоупотребление властью или служебным положением может быть квалифицировано по ст.

364 лишь в случае, если ответственность за такие деяния не предусмотрена другими статьями, которые содержат специальные составы этого преступления.

Ответственность за умышленное неиспользование (или за ненадлежащее использование) должностным лицом предоставленной ему власти предусмотрена такими статьями УК, как ст.

212 (уклонение от уплаты, налогов, сборов, иных обязательных платежей), ст.

382 (неисполнение судебного решения), ст. 284 (неоказание помощи судну или лицам, терпящим бедствие) и т.п.

Что значит злоупотребление?

Понятие данного преступления в Уголовном кодексе определено статьей 285.

Под это определение попадают использование своего положения в корыстных целях лицами, которые занимают должность во власти, если их действия нарушают права и интересы граждан или организаций. Объектом правонарушения являются интересы госслужбы, а дополнительным объектом — интересы гражданина или организации.

Субъект преступления — должностное лицо.

Законом предусмотрено наказание как за преступные действия, так и за бездействие должностных лиц. Например, лицо не совершает действия, предусмотренные его полномочиями.

Для того, чтобы признать совершенные деяния преступными, нужно установить факт умысла и корысти.

А также последствия преступления должны быть существенными для потерпевшего.

Например, большое количество потерпевших, значительный имущественный и моральный вред, нарушены конституционные права. Под мотивом преступления понимается корысть или другая личная заинтересованность.

В первом случае должностное лицо стремится получить материальную выгоду или избежать затрат. Во втором — совершает преступление из дружеских, родственных мотивов, желания получить какую-то выгоду.

Наказания за злоупотребления следующие:

  1. принудительные работы в течение 4 лет;
  2. лишение свободы сроком от 4 до 7 лет.
  3. лишение права занимать должность во власти до 5 лет;
  4. штраф от 80 до 300 т. руб или в размере зарплаты преступника за 6 -36 месяцев;

В ч.3 ст. 285 предусмотрены наказания за вышеописанные преступления, которые повлекли за собой тяжкие последствия.