Имеет ли право работодатель принимать локальные нормативные акты единолично

Вопрос: В каких случаях работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты единолично с учетом мнения представительного органа работников или по согласованию с представительным органом работников? («Советник в сфере образования», 2008, n 2)


«Советник в сфере образования», 2008, N 2Вопрос: В каких случаях работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты единолично с учетом мнения представительного органа работников или по согласованию с представительным органом работников?Ответ: В связи с введением в действие в октябре 2006 г. изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ рекомендуется разрабатывать и утверждать локальные нормативные акты в соответствии с перечнем, наименованием и порядком принятия локальных нормативных актов, указанных в настоящее время в Трудовом кодексе РФ. В ст. 8 Трудового кодекса РФ отмечается, что в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Кроме того, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Подлежат ли применению локальные нормативные акты, принятые в нарушении порядка, установленного Трудовым кодексом?

Во-первых, локальный нормативный акт — нормативный акт, содержащий нормы трудового права, направленный на урегулирование трудовых отношений и принятый в пределах своей компетенции и распространения властных полномочий работодателем в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением.

Во-вторых, локальные нормативные акты учреждения в зависимости от числа участников в их создании можно условно разделить: — на локальные нормативные акты, принимаемые работодателем единолично; — на локальные нормативные акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников; — на локальные нормативные акты, принимаемые работодателем по согласованию с представительным органом работников по правилам, зафиксированным в коллективном договоре. К локальным нормативным актам, принимаемым работодателем единолично (через органы управления организацией), относятся штатное расписание, должностные инструкции, приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание.

К локальным нормативным актам, принимаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников, относятся: — акты, определяющие порядок проведения аттестации работников (п. 3 ст. 81 ТК РФ), об оплате труда (положение об оплате труда) (ст.

135 ТК РФ), о стимулирующих выплатах (положение о премировании, надбавках, вознаграждении по итогам работы за год, за выслугу лет и т.д.) (ст. 144 ТК РФ), об оплате труда в ночное время (ст.

154 ТК РФ), о нормировании труда (ст. 159 ТК РФ), об оплате труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ); устанавливающие нормы труда независимо от их наименования, о введении, замене и пересмотре норм труда (ст.

162 ТК РФ), о снятии дисциплинарного взыскания (ст. 194 ТК РФ), о создании комитета (комиссии) по охране труда (ст.

218 ТК РФ); — графики сменности (ст. 103 ТК РФ); — перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст.

101 ТК РФ); — правила внутреннего трудового распорядка (ст.

ст. 189, 190 ТК РФ). Кроме того, к локальным нормативным актам, которые работодатель принимает с учетом мнения выборного профсоюзного органа, относятся: — акты о введении режима неполного рабочего времени (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев в случаях наличия причин, которые могут повлечь за собой массовое увольнение работников (ст. 74 ТК РФ), о привлечении работников к сверхурочным работам (ч. 4 ст. 99 ТК РФ), устанавливающие порядок разделения рабочего дня на части (ст.

105 ТК РФ), и проведении работ в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 4 ст. 113 ТК РФ), очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст.

123 ТК РФ), о системе оплаты и стимулирования труда (ст.

135 ТК РФ), о конкретных размерах повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст.

147 ТК РФ), о принятии мер при угрозе массовых увольнений работников (ст. 180 ТК РФ), о разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда для работников (ст. 212 ТК РФ); — форма расчетного листка о составных частях заработной платы (ч.

2 ст. 136 ТК РФ); — перечень необходимых профессий и специальностей, требующих профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (ст.

196 ТК РФ); — перечень профессий и должностей, имеющих право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ); — перечень профессий и должностей на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, имеющих право на бесплатную выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов (ст.

116 ТК РФ); — перечень профессий и должностей на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, имеющих право на бесплатную выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов (ст.

221 ТК РФ). Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. По решению работодателя могут приниматься и другие локальные нормативные акты (положение о персонале, положение о порядке ведения коллективных переговоров, положение об участии работников в управлении организацией, положение о комиссии по трудовым спорам и др.). В связи с тем что участие представительных органов работников в осуществлении локального правотворчества может рассматриваться как одна из форм социального партнерства, при разработке локальных нормативных актов, не указанных в Кодексе, целесообразно информировать представителей работников о намерениях работодателя и учитывать их мнение.

В-третьих, в порядке осуществления социального партнерства работодатель и представительные органы работников могут установить правило о согласовании локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с представительным органом работников, действующим в организации. Такое решение фиксируется в коллективном договоре или соглашении.

Необходимо иметь в виду: согласование отличается от учета мнения тем, что при отказе представительного органа работников дать согласие на принятие соответствующего акта он не может быть принят. Порядок принятия локальных нормативных актов очень важен с точки зрения определения их действия.

Следует иметь в виду также, что в соответствии со ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст.

372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению, следовательно, при проверках организаций государственными инспекторами труда они будут отменены, а виновные должностные лица будут привлечены к административной ответственности.

В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Трудовой кодекс РФ не относит коллективный договор к локальным нормативным актам, выделяя его наряду с трудовыми договорами и соглашениями в группу источников трудового права, принятых в договорном порядке (ст.
9 ТК РФ).В.Д.Соколова Консультант Управления экономики и финансов Федерального агентства по образованию, консультант-эксперт ИД «Советник бухгалтера» Подписано в печать 25.03.2008

Комментарий к Ст. 8 Трудового кодекса РФ

1.

Низшую ступень в иерархии нормативных правовых источников трудового права занимает весьма оригинальное правовое явление, получившее название локальных нормативных актов, к которым обычно относят документы регулятивного характера, разрабатываемые и принимаемые конкретным работодателем. Если работодатель является физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, то он утверждает эти акты самостоятельно.
Если работодатель является физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, то он утверждает эти акты самостоятельно.

Если работодатель — юридическое лицо, то его локальное нормотворчество осуществляется посредством деятельности коллегиальных или единоличных органов управления организацией, к компетенции которых отнесены соответствующие полномочия. В силу специфики трудовых отношений, возникающих в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства между работниками и работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, последние не утверждают локальные нормативные акты для своих работников.

Локальные нормативные акты имеют существенные отличия от иной организационно-распорядительной документации и индивидуальных правоприменительных актов работодателей. От тех и других они отличаются как минимум тремя признаками: 1) нормативностью, проявляющейся в отсутствии у этого акта персонально определенного или конкретного адресата, т.е. в распространении своего действия на весь коллектив или часть коллектива работников организации (например, правила внутреннего трудового распорядка организации); 2) неоднократностью применения содержащихся в этих актах правил ко всем работникам всякий раз, когда фактические условия или результаты труда работников совпадают с указанными в акте (например, положение о премировании за результаты хозяйственной деятельности организации по итогам календарного месяца); 3) необходимостью учета мнения представительных органов работников (например, график отпусков) (см.

ст. 123 ТК РФ и комментарий к ней). Источником нормотворческих полномочий работодателя выступает власть не публичная, а экономическая, проистекающая из факта правомерного обладания им всеми факторами самостоятельного рыночного хозяйствования, включающими орудия труда, денежные средства и труд работников. В силу этого работодатель наделяется нормотворческими и правоприменительными полномочиями, которые он реализует как часть своей правосубъектности, устанавливаемой законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями.

По общему правилу он не обязан принимать локальные нормативные правовые акты, исключение из этого правила составляют лишь: а) график ежегодных оплачиваемых отпусков (см. ); б) документы организации, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников (см.

и комментарий к ней); в) инструкции для работников по охране их труда (см.

к ней). 2. С позиции особенностей нормотворческого процесса все локальные нормативные акты подразделяются на создаваемые работодателем: а) при участии представительного органа работников; б) в одностороннем порядке. В свою очередь, участие представительного органа работников в локальном нормотворчестве работодателя может выражаться в форме учета его мнения либо в форме принятия этого акта по согласованию с ним.

Необходимость учета мнения представительного органа работников не носит для работодателя характера всеобщей обязанности, адресованной ко всему его локальному нормотворчеству. Напротив, такая обязанность возникает для него только в конкретных случаях, прямо указанных в ТК РФ, других законах или подзаконных нормативных правовых актах либо коллективных договорах (см. ст. ст. 371, 372 ТК РФ и комментарии к ним).

3. Согласно ч. 3 ст. 8 ТК РФ случаи принятия работодателем локального нормативного правового акта по согласованию с представительным органом работников могут, но не должны предусматриваться в коллективном договоре или соглашениях. При этом ч. 3 ст. 8 ТК РФ исходит из того, что обязанность работодателя по принятию локальных нормативных правовых актов по согласованию с представительным органом работников первоначально должна быть закреплена в коллективном договоре или соглашении для вполне определенных случаев.

Иначе говоря, сначала должно иметь место введение в содержание коллективного договора или соглашения соответствующих условий и только затем возложение на работодателя обязанности принятия конкретного локального нормативного правового акта по согласованию с представительным органом работников. Этот орган необязательно должен быть профсоюзным (см.

и комментарий к ней). При отсутствии в организации каких-либо представителей работников работодатель принимает все локальные нормативные правовые акты в одностороннем порядке. Он имеет такую же возможность и при наличии представителей работников, если закон, подзаконный акт, коллективный договор или соглашение не оговаривают необходимость участия представительного органа работников при принятии конкретного акта работодателя в порядке его локального нормотворчества.

В такой ситуации работодатель принимает данные акты самостоятельно, без участия представительных органов работников. 4. Исходя из упомянутой ранее иерархии нормативных правовых актов (см.

и комментарий к ней), закон объявляет лишенными юридической силы все локальные нормативные правовые акты работодателя, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, а также коллективным договором или соглашениями. Недействительными являются также локальные акты, принятые работодателем без учета мнения или с нарушением порядка учета мнения представительного органа работника (см. и комментарий к ней), когда на работодателя возложена соответствующая обязанность.

В таких случаях прямому применению подлежат законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, как правило, улучшающие положение работника в сравнении с локальным нормативным правовым актом работодателя, не имеющим должной юридической силы.

Локальные нормативные акты в трудовом праве – это…

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, — это принятые работодателем в пределах своей компетенции внутренние документы, которые регламентируют взаимоотношения сторон трудового договора по тем вопросам, которые не урегулированы на законодательном уровне (). Типичные примеры локальных нормативных актов – это положения, правила и инструкции.

К локальным актам относятся даже штатные расписания и графики отпусков (, ). Локальные нормативные акты могут быть обязательными к утверждению (например, локальный акт, регулирующий внутренний трудовой распорядок, — () и необязательными (скажем, — ).

Напомним, что микропредприятия с 01.01.2017 не обязаны утверждать отдельно локальные нормативные акты, если соответствующие условия, предусматриваемые обычно такими актами, раскрываются в трудовых договорах с работниками (). Структуру и содержание локального нормативного акта работодатель определяет самостоятельно с учетом целей составления такого документа.
Структуру и содержание локального нормативного акта работодатель определяет самостоятельно с учетом целей составления такого документа. В некоторых случаях локальный нормативный акт должен приниматься с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, если таковой в организации создавался ().

Локальный нормативный акт, принятый без учета такого мнения, не подлежит применению ().

Локальный нормативный акт работодателя вводится на определенный срок или бессрочно. Локальный нормативный акт утверждается руководителем работодателя.

Например, путем издания соответствующего . Обращаем внимание, что для вновь принимаемых работников до подписания трудового договора ознакомление с локальными актами работодателя является обязательным (). С вновь принимаемыми локальными нормативными актами нужно знакомить работников по мере утверждения таких актов ().

Приведем пример заполнения такого локального нормативного акта, как штатное расписание, составленное по унифицированной (). Скачать бланк штатного расписания в формате Excel можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  1. Я не подписчик, но хочу им стать
  2. Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  3. Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Некоторые иные формы локальных нормативных актов работодателя и образцы их заполнения мы приводили в отдельных консультациях:

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  1. .
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. ;
  6. ;
  7. ;
  8. ;
  9. ;
  10. ;
  11. ;
  12. ;
  13. ;
  14. ;
  15. ;
  16. ;
  17. ;
  18. ;
  19. ;
  20. ;
  21. ;
  22. ;
  23. ;
  24. ;
  25. ;
  26. ;

Локальные акты работодателя

Наталия Пластинина, начальник сектора правового обеспечения Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Указанный в ст. 8 ТК РФ порядок принятия локальных актов предполагает четыре варианта их принятия: 1) с обязательным согласованием локального акта с представительным органом работников (обычно, но не всегда, это первичная профсоюзная организация.

— Прим. автора; здесь и далее по тексту может употребляться в значении «профсоюз») в силу требования закона;2) с обязательным согласованием локального акта с представительным органом работников в силу требования коллективного договора, соглашения;3) без учета мнения представительного органа при обязательности согласования с ним;4) без учета мнения при необязательности согласования или при отсутствии представительного органа.

1. Принятие локального акта с учетом мнения профсоюза в силу требований закона. В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) (ч. 2 ст. 8 ТК РФ). Когда учитывается мнение профсоюза?

ТК РФ называет несколько таких случаев, когда для принятия того или иного решения, а также локальных актов работодатель учитывает мнение соответствующего профсоюзного органа:

  1. принятие правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ).
  2. утверждение графиков сменности (ст.103 ТК РФ);
  3. принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);
  4. при определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (ст. 196 ТК РФ);
  5. принятие актов, регулирующих системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ);
  6. введение, а также отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены (ст. 74 ТК РФ);
  7. принятие решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пп. 2, или ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза (ст. 373 ТК РФ);
  8. в некоторых случаях привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации (ст. 113 ТК РФ);
  9. принятие локального акта в области повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ), за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);
  10. утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);
  11. утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);
  12. в некоторых случаях привлечения к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ);

2.

Принятие локального акта с учетом мнения профсоюза в силу требований коллективного договора, соглашения.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК РФ). Это случаи, когда закон требования об учете мнения профсоюза не выдвигает, а стороны трудовых отношений самостоятельно определили перечень таких случаев и добровольно взяли на себя обязательства именно по такому порядку принятия локальных актов.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюза) при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. Схематично порядок выглядит следующим образом (см.

Схему № 1): Схема № 1 Работодатель разрабатывает проект локального акта 3. Принятие локального акта без учета мнения профсоюза при обязательности его учета.В данном случае локальный нормативный акт, принятый без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежит применению.
372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежит применению. 4. Принятие локального акта при отсутствии профсоюзаА если профсоюза нет?В таком случае локальный акт проходит соответствующее согласование с внутренними службами работодателя и утверждается уполномоченным органом предприятия (генеральным директором, председателем правления, президентом и пр.) без соблюдения вышеизложенного порядка согласования с профсоюзом.

ПОМНИТЕ: нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

I. Виды локальных актов и их содержание Удивительно, но ТК РФ, кроме «Правил внутреннего трудового распорядка», не называет ни один из видов локальных актов. Предполагается, что работодатель вправе принять любое количество локальных актов для урегулирования любого процесса на своем предприятии.

Рассмотрим, что и в каких областях при помощи каких локальных актов работодатели в большинстве своем пытаются урегулировать. 1.1. Локальные акты в области режима работы 1.1.1. «Правила внутреннего трудового распорядка» Согласно ст.

189 ТК РФ трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.«Правила внутреннего трудового распорядка» — локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.Порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка предусмотрен ст. 190 ТК РФ. При принятии данного локального акта обязателен учет мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст.

372 ТК РФ (см. Схему № 1). Правила внутреннего трудового распорядка обычно (но не обязательно) являются приложением к коллективному договору.В «Правилах внутреннего трудового распорядка» (далее — Правила) указываются: 1) общие положения (нормы права, на основании которых Правила разработаны, что регулируют Правила, как утверждаются и вносятся изменения, являются ли Правила приложением к коллективному договору);2) порядок приема, увольнения и перемещения работников, оформления трудовых отношений;3) права и обязанности сторон трудовых отношений — работника и работодателя;5) общеустановленный режим работы и время отдыха;6) перечень должностей, которым может быть установлен ненормированный рабочий день с указанием продолжительности дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков за ненормированный рабочий день, порядка их предоставления (может быть оформлено как отдельное приложение к Правилам);7) сроки, место и порядок выдачи зарплаты (кратко, если в организации есть отдельное «Положение об оплате труда», или полно, если такого локального акта нет);6) предусмотренная в организации система поощрений за труд (возможно изложение только кратких положений и ссылка на отдельно существующее в организации «Положение о премировании»);7) общие положения о дисциплинарной ответственности работников за нарушение трудовой дисциплины (возможно в виде общих положений из ст. 192 ТК РФ и ссылкой на наличие в организации «Регламента применения дисциплинарных взысканий»);8) положения о материальной ответственности сторон трудового договора;9) заключительные положения, в том числе об утрате силы предыдущих Правил с момента утверждения новых; порядок разрешения споров и пр.

ПОМНИТЕ: с Правилами должен быть ознакомлен каждый работник под роспись.

2. Локальные акты в области оплаты труда 2.1.

Положение об оплате труда Положение об оплате труда в виде отдельного документа чаще всего принимается по причине возможности его приема, а также изменения без учета мнения профсоюза (за исключением государственных и муниципальных учреждений — см. ст. 144 ТК РФ). Ведь порядок выплаты заработной платы в организации может и поменяться.

Положение об оплате труда может быть принято в качестве приложения к «Правилам внутреннего трудового распорядка».

В этом случае мнение профсоюза при его принятии автоматически будет учитываться в связи с особым порядком принятия «Правил внутреннего трудового распорядка».Положение об оплате труда содержит следующие сведения:- даты выплаты аванса и заработной платы;- порядок оплаты отпусков;- порядок выплаты выходных пособий;- порядок выплаты начисленной премии;- порядок иных выплат (материальной помощи, пособий по социальному страхованию);- порядок осуществления выплат в случае наступления срока в нерабочий день;- порядок и условий переноса сроков осуществления выплат.

2.2. Положение о премировании Положение о премировании является узконаправленным локальным актом, предусматривающим систему премирования в организации.

Как правило, Положение о премировании содержит следующие положения:1) Нормативные и локальные акты работодателя, на основании и во исполнение которых разработано Положение о премировании;2) Перечень структурных подразделений (филиалов, дирекций, отделов или вообще отдельной категории работников), на которых распространяется данное Положение о премировании;3) Виды премии (разовая, ежемесячная, ежеквартальная, по итогам года);4) Условия и порядок исчисления той или иной премии;5) Порядок выплаты премии;6) Исключения из правил (например, в части предоставленного генеральному директору права дать указание о выплате не предусмотренной настоящим Положением о премировании премии какому-либо сотруднику, в том числе на которого не распространяется данное Положение, или в размерах, не предусмотренных данным Положением о премировании;7) Заключительные положения о порядке изменения данного локального акта. Работодателем может быть принят локальный акт о поощрениях с более широкими положениями, который бы предусматривал не только денежную премию, но и иные виды поощрений: — помещение на доску почета,- признание лучшим по профессии,- награждение ценным подарком и т.

д.В этом случае уже будет предусматриваться и порядок реализации данных видов поощрений.

2.3. Положение о выплате материальной помощи Не обязательно данный локальный акт — дань престижу организации. Такие акты существуют не только на предприятиях-гигантах, но и на производствах с немногочисленными коллективами. Целью данного локального акта является урегулирование случаев и порядка материальной поддержки работодателем своих работников.

Положение о выплате материальной помощи может включать следующие положения:- случаи предоставления материальной помощи (смерть близких родственников, пожар, авария, затопление и пр.);- размер материальной помощи;- порядок определения размера материальной помощи;- документы, необходимые для решения вопроса о выплате материальной помощи;- сроки решения вопроса и осуществления выплаты после предоставления работником всего пакета документов. 2.4. Положение о командировании Этот локальный акт скорее можно отнести к актам в области регулирования производственного процесса, так как он в наибольшей степени призван не столько определить суммы командировочных, сколько порядок согласования командировки и отчетности за истраченные работником суммы.

Данное положение о командировании включает:- порядок инициирования, обоснования и принятия решения о командировании- порядок согласования сумм командировочных расходов- утвержденные пределы командировочных расходов (с разбивкой по статьям)- документы, подтверждающие расходы- расходы, которые возмещаются в твердой сумме при непредоставлении документов-обоснований и предельные суммы данных расходов- порядок возмещения расходов на проезд, лимиты данных расходов- лимиты всех расходов в зависимости от должности командированного, иных показателей- регулирование иных вопросов, связанных с командировкой. 3. Локальные акты в области регулирования производственного процесса Это самая широкая группа локальных актов.

Законом не предусмотрено при принятии данных актов учета мнения профсоюза.

Более того, и коллективные договоры, и соглашения чаще всего не требуют согласования данных локальных актов, так как они напрямую не касаются каких-либо прав и гарантий работников, а лишь регулируют производственный процесс. К таким локальным актам можно, например (но не исключительно) отнести:- Порядок разработки, утверждения и хранения должностных инструкций;- Правила заключения договоров со сторонними организациями;- Инструкцию по делопроизводству на предприятии;- Инструкцию по телефонному мониторингу рынка;- Инструкцию по документообороту между подразделениями предприятия;- Регламент развития сети сбыта в регионе;- и т.

д.Данные акты непосредственно не затрагивают права работников, не описывают порядок начисления бонусов и премий.

Их единственная цель — урегулировать тот или иной производственный процесс от «А» до «Я», чтобы с указанной инструкцией (регламентом) новый работник самостоятельно мог определить для себя алгоритм своих действий в той или иной ситуации без совершения типичных ошибок предшественников, допущенных ими в период отсутствия соответствующей регламентной базы. Указанные локальные акты, как правило, принимаются без учета мнения представительного органа, если иное не предусмотрено коллективным договором.«Упрощенный» (без согласования с профсоюзом) порядок не означает необязательности ознакомления с этим локальным актом всех работников, задействованных в урегулированном производственном процессе.

4. Локальные акты в области дисциплины труда и этики 4.1. Кодекс корпоративной этики Очень интересный с точки зрения содержания локальный акт. Может быть как кратким и содержащим только общие требования, так и обширным с конкретными ограничениями и запретами.

Регулирует правила поведения работников на предприятии и за его пределами при представлении интересов предприятии. Содержит примерно следующие положения:- требования о вежливости;- требования о нормативной лексике;- требования по стилю одежды, обуви, прическе (в том числе в зависимости от времени года или случая);- требования к аккуратности общего вида. 4.2. Регламент о дисциплинарных взысканиях Данный локальный акт содержит подробную регламентную базу для правильного (законного) наказания сотрудника.

Как правило, существует в крупных, разветвленных организациях с филиалами, отделениями.

Создается как практическое пособие для руководителей, кадровиков структурных подразделений различных регионов одной и той же организации. Регламент о дисциплинарных взысканиях содержит:- виды наказаний за нарушение трудовой дисциплины (согласно ст.

192 ТК РФ, иногда — и дисциплинарного Устава при его наличии);- порядок фиксации нарушения;- порядок и сроки расследования нарушения;- перечень документов, который в итоге должен быть сформирован при различных нарушениях дисциплины;- условие о принятии решения о наказании руководителем по представлению должностных лиц определенного ранга;- исключения из правил;- порядок увольнения за нарушение дисциплины.

II. Споры Споры, касающиеся норм локальных актов, условно можно разделить на: оспаривание самих норм локальных актов оспаривание действий работодателя, основанных на незаконных нормах локального акта.

В первом случае речь идет об оспаривании всего или части локального акта неприменительно ни к чему, кроме как к явному нарушению процедуры принятия локального акта, и к возможному нарушению прав работника этим актом. Во втором случае споры не основаны на самом локальном акте, но связаны с ним. Это споры об оспаривании дисциплинарных взысканий за невыполнение тех инструкций и регламентов, с которыми работник, увы и некстати, не был вовремя ознакомлен.

Рассмотрим подвиды этих двух разных типов споров.

2.1. Оспаривание норм и порядка принятия локальных актов Многие работодатели, несмотря на прозрачность норм ст.

372 ТК РФ о порядке согласования локальных актов, не полностью понимают объем своих прав и обязанностей. От этого может последовать инициирование неправомерного спора. Однако суд способен разобраться, кто и на что имеет право и подлежит ли оспариванию то или иное действие согласующих локальный акт сторон.

Практика: предприятие обратилось в суд с иском к первичной профсоюзной организации о признании незаконным решения первичной профсоюзной организации об отказе в согласовании графика работы работников ремонтного цеха на 2012 год.

Суд установил, что в связи с неэффективностью действующих графиков работы ремонтного цеха, руководством предприятия был разработан новый график работы на 2012, которым предусмотрена работа с продолжительностью рабочего дня 8 часов в одну смену с чередованием выходных и рабочих дней по скользящему графику. По действовавшим графикам работа осуществлялась в две, три, четыре смены. Разработанный график был направлен в первичную профсоюзную организацию на согласование в порядке ст.

372 ТК РФ, однако был получен отказ в согласовании.

Суд, анализируя норму ст. 372 ТК РФ, указал, что данной нормой определен порядок разрешения спора между администрацией предприятия и профсоюзной организацией по принятию локального нормативного акта, который не предусматривает оспаривание мнения профсоюзной организации в судебном порядке. Кроме того, мнение первичной профсоюзной организации о несогласии с проектом локального нормативного акта не препятствует работодателю его принятию. Суд пришел к выводу, что оснований для обращения работодателя в суд с заявлением об оспаривании решения первичной профсоюзной организации об отказе в согласовании нового графика работы работников ремонтного цеха не имеется.

Следовательно, заявление работодателя на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В связи с вышеуказанными выводами, вышестоящий суд ошибочное решение суда первой инстанции (об удовлетворении требований работодателя) отменил, а дело прекратил (решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07.06.2012 года; апелляционное определение Ульяновского областного суда от 07.08.2012 года по делу-33-2380/2012 г.).

Вывод: оспаривать отказ профсоюза в согласовании локального акта работодателю не позволено законом.

Работники также имеют слабое представление о своих правах в области оспаривания актов работодателя. Поэтому довольно часто в судебной практике можно встретить ситуацию, когда простой работник в одиночку пытается оспорить какой-либо локальный акт работодателя. Между тем права работника, не обладающего надлежащими полномочиями по представлению интересов трудового коллектива (какие принадлежат, например, председателю профсоюза) сильно ограничены нормами ТК РФ.

И права на обжалование локального акта у него нет.

Практика: работница бюджетного учреждения обратилась в суд с иском о признании локального нормативного акта незаконным и его отмене. В обоснование заявленных требований указала, что состоит в трудовых отношениях с работодателем, который издал приказ «Об утверждении расчетной нормы обслуживания.».

Согласно указанному локальному акту у нее в два раза увеличивают интенсивность труда по сравнению с рекомендуемыми нормами.

Согласно положениям ст. 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов определен ст. 372 ТК РФ. Однако данный локальный акт принят ответчиком с нарушением положений ст.

ст. 160, 162, 372 ТК РФ. Суд установил, что полномочий у истца по представлению интересов работников по выдвижению требований к работодателю об оспаривании локального нормативного акта в порядке, определенном гл. 61 ТК РФ, не имеется, а также не имеется полномочий для обжалования принятого ответчиком локального нормативного акта в порядке, определенном абз.

4 ст. 372 ТК РФ. При таких обстоятельствах, поскольку ТК РФ не содержит нормы, позволяющей работнику оспорить в суде локальный нормативный акт в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров, заявленные истцом требования о признании локального нормативного акта незаконным и его отмене, в рамках избранного истцом способа защиты нарушенного права удовлетворению не подлежат. На основании изложенного суд исковые требования работницы к работодателю оставил без удовлетворения (решение Коряжемского городского суда Архангельской области от 20.06.2012 года по делу № 2-459). Вывод: работнику законом не предоставлено права оспаривать локальный акт в порядке индивидуального спора.

Среди судебных споров встречаются и споры, основанные на неправильном толковании нормы ст.

372 ТК РФ, невнимательном прочтении данной нормы, а также неверном понимании понятия представительного органа работников.

Однако и в этом случае суд, внимательно относясь к точкам зрения спорящих сторон, тем не менее, тщательно анализирует нормы права и правоприменительную практику, делая правильные выводы, зачастую не совпадающие с точкой зрения одной или обеих сторон спора. Практика: спор разгорелся по поводу «Положения об оплате труда» — локального акта, вводящего новую систему распределения премий среди бригад работников.

Оспаривание производилось по причине несоблюдения требований ст. 372 ТК РФ. Однако суд установил, что на предприятии существовало два органа: — первичная профсоюзная организация ОАО, которая объединяет менее половины работников ОАО, и избранный работниками ОАО иной представительный орган — Совет трудового коллектива. Именно с последним органом, представляющим интересы более половины работников, и был согласован в порядке ст.

372 ТК РФ спорный локальный акт. Суд, принимая решение об отказе в признании локального акта незаконным по причине ненадлежащего согласования, указал, что ст. 372 ТК РФ требует согласования проекта локального нормативного акта с выборным органом первичной профсоюзной организации, представляющим интересы всех или большинства работников, что и было сделано работодателем.

Учитывая соблюдение порядка принятия локального акта и необнаружения нарушений прав работников новым «Положением об оплате труда», оснований для признания его незаконным у суда не нашлось (решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 20.12.2011 года по делу № 2-3609/2011).

Вывод: проект локального акта подлежит согласованию с выборным представительным органом работников, представляющим интересы всех или большинства работников, а не менее половины. Суды судами. Но не так уж редки в правоприменительной практике и случаи мирного разрешения спорных вопросов, результатом которых становится и законность локального акта, и удовлетворение требований инициатора спора. Например, контролирующего органа.

Практика: прокуратура провела проверку среди муниципальных общеобразовательных учреждений района и выявила в одной из школ нарушения, проявившиеся в виде несоответствия норм двух локальных актов нормам законодательства. В связи с чем прокурором был принесен протест директору школы, а также дано предписание привести оба локальных нормативных акта в соответствие с действующим законодательством. В связи с нерасторопностью руководства школы по реагированию на протест прокурору пришлось обратиться в суд с соответствующими требованиями, от которых в ходе рассмотрения дела он отказался в связи с добровольным исполнением требований прокурора.

Руководством школы были внесены соответствующие изменения в локальные акты, о чем официально было сообщено и прокурору, и суду (решение Должанского районного суда Орловской области от 18.04.2012 года). Вывод: инициированный в суде спор может быть исчерпан и добровольным исправлением содержания локальных актов.

2.2. Оспаривание действий работодателя, основанных на локальных актах Работники же, если не «замахиваются» оспаривать законность самого локального акта или его части, в большинстве случаев оспаривают приказы о дисциплинарных взысканиях, вынесенных на основании локальных актов, признанных недействительными, незаконными, уже недействующих или даже просто не доведенных до сведения работников в надлежащем порядке.

И суды в случае установления данных фактов, как правило, признают примененное в отношении работника наказание незаконным, отменяя по требованию работника приказ о его вынесении. Практика: работник обратился к работодателю с иском об оспаривании приказа о наказании. В обоснование иска указал, что ему был объявлен выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, зафиксированных в должностной инструкции, с которой истец не был ознакомлен.

В судебном заседании было установлено, что с должностной инструкцией истец ознакомлен действительно не был, что подтверждается отсутствием его подписи об ознакомлении.

Довод же ответчика о том, что истец был ознакомлен с данной должностной инструкцией, поскольку, являясь председателем профсоюзного комитета, утверждал ее, суд считает необоснованным, поскольку должностная инструкция согласована с истцом именно как с председателем профсоюзного комитета, а не как с работником.

В силу своих должностных обязанностей, как председателя профсоюзного комитета, истец согласовывал и должностные инструкции для других работников, однако данное обстоятельство не дает права ответчику требовать от истца исполнения обязанностей в соответствии с должностными инструкциями иных работников по другим должностям, которые истец также подписывал в силу своей должности.

Суд пришел к выводу о том, что ответчик не имел права требовать от истца выполнения обязанностей, не возложенных на него в соответствии с действующим законодательством.

В связи с этим и возложение дисциплинарного взыскания в виде выговора за неисполнение должностных обязанностей суд признал незаконным.

На основании изложенного суд удовлетворил требование работника, признав приказ о наказании незаконным (решение Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода по делу № 2-244/11).

Вывод: неознакомление под роспись с любыми локальными документами, непосредственно затрагивающими трудовые права и свободы работника, освобождает работника от обязанности их соблюдать в силу фактической неосведомленности о них. Анализируя теорию и практику в области принятия и применения локальных актов, можно констатировать, что не только содержание локальных актов требует внимательности и продуманности, но и порядок принятия локального акта, предусмотренный законом или коллективным договором, должен быть соблюден в обязательном порядке. Необходимо не только знать подводные камни в области разработки, принятия и применения локальных актов, но и понимать риски, возникающие при нарушении данной процедуры.

Одним из таких рисков является риск признания локального акта незаконным, неприменимым к трудовым отношениям с работником. В свою очередь, отсутствие базы для дисциплинирования работников ведет к беспомощности работодателя: и наказать нельзя, и спускать на тормозах неправильно.

Наказание же, основанное на нормах незаконного или неприменимого локального акта, может быть успешно оспорено в суде наказанным работником.