Авторское право на музыкальные произведения

Авторское право на музыкальные произведения

Правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение


 Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, относится к числу важных и актуальных тем, как в теоретическом, так и в практическом плане. Важным условием развития культуры и общества в целом является существование эффективной правовой базы в области охраны результатов интеллектуальной деятельности. В статье будет рассмотрена правовая охрана такого объекта авторского права как музыкальное произведение. Ключевые слова: музыкальное произведение, объект авторских прав, творческая деятельность, правовая охрана, правообладатель, организация по управлению правами на коллективной основе.

Одним из объектов интеллектуальной деятельности является музыкальное произведение.

На данный момент он является одним из распространенных и востребованных видов объектов интеллектуальных прав. Легального определения этому объекту авторского права нет, что создает проблему определения того, что можно считать музыкальным произведением. В. Б. Нагродская отмечает, что по общему правилу есть два необходимых критерия для признания произведения объектом авторского права: оригинальность произведения, отождествляемая с наличием творчества; объективная форма, то есть внешнее конкретное выражение произведения, доступное для восприятия [6, с.

69]. Д.Макаров, Т.Макаров считают, что музыкальное произведение — это объект авторского права, который может быть выражен в формах нотной записи, исполнения, фонограммы или аудиовизуального произведения [5, с. 25]. Музыкальное произведение — это результат творческой деятельности, воплощающий собой художественные образы, выраженные в звуковой форме [6, с. 70]. По мнению И. Е. Смирнова, музыкальное произведение можно определить как совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований [7, с.

114]. На мой взгляд, музыкальное произведение — это произведение, созданное в результате творческой деятельности, выраженное в форме звуков.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что музыкальное произведение как объект интеллектуальной собственности, должно быть создано с помощью интеллектуальной деятельности человека, в результате которой появляется оригинальный результат. Кроме того, у музыкального произведения должна быть объективная форма выражения, то есть оно должно быть внешне выражено, только в такой форме данный результат творческой деятельности подлежит правовой охране.
Кроме того, у музыкального произведения должна быть объективная форма выражения, то есть оно должно быть внешне выражено, только в такой форме данный результат творческой деятельности подлежит правовой охране.

В настоящее время существует такая проблема как нарушение авторских прав на музыкальные произведения. Иски, связанные с нарушением интеллектуальных прав — одна из распространенных категорий дел, рассматриваемых судами. За нарушения интеллектуальных прав предусмотрена гражданско-правовая (ст.

ст. 1250, 1251, 1252, 1253, 1290, 1301 Гражданского Кодекса Российской Федерации), административная (ст.

ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовная ответственность (ст. 146, ст. 147 Уголовного кодекса Российской Федерации).

В данной статье будет рассмотрена гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с п. 6 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела: по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [1].
В соответствии с п. 6 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела: по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [1]. Авторы музыкального произведения могут защищать свои права самостоятельно или с помощью организаций по управлению правами на коллективной основе.

В пункте 1 ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, говорится, что авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

В абзаце п. 1 указано, что в силу пункта 5 статьи 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе. Аккредитованная организация также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация [2].

Согласно п.2 Постановления

«О некоторых вопросах, возникающих, при рассмотрении споров с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правам»

спор с участием организации по управлению правами на коллективной основе может быть рассмотрен судом и без участия конкретного правообладателя [10]. В данном контексте стоит рассмотреть пример из судебной практики Суда по интеллектуальным правам.

Общество с ограниченной ответственностью «Квадро-Паблишинг» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, к индивидуальному предпринимателю Нанзатову Зорикто Жамбаловичу о взыскании 1 970 000 рублей компенсации, рассчитанной исходя из минимального размера 10 000 рублей за каждый случай неправомерного использования результатов интеллектуальной деятельности (всего за 197 случаев). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальные предприниматели Михайлов С.

В. и Дробыш Виктор Яковлевич. Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.05.2015 года иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 50 000 рублей компенсации, 829 рублей 95 копеек судебных расходов истца по государственной пошлине, в остальной части иска отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 года решение суда первой инстанции изменено — с ответчика в пользу истца взыскано 1 970 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей. Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Суд по интеллектуальным правам с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судами имеющих значение для дела обстоятельств и нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29.05.2015 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 года по делу N А10–5640/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Нанзатова Зорикто Жамбаловича — без удовлетворения [10]. В вышеприведённой практике истцом является организация по управлению правами на коллективной основе, которая выступает в защиту правообладателей музыкальных произведений.

Спор рассматривается в трёх инстанциях, что показывает возможность обжалования судебного акта в случае несогласия с ним. Бычков А. обращает внимание, что в случае если организация предъявила иск в суде в защиту интересов правообладателей, ответчик должен учитывать то, что если нарушение исключительных прав с его стороны действительно имело место, можно попробовать договориться с организацией, выразив желание заключить лицензионный договор [4, с.

20]. Если кто-то из пользователей отказывается заключить с организацией лицензионный договор, но при этом фактически использует музыкальные произведения, составляющие ее репертуар, она вправе обратиться в суд с иском о защите исключительных прав [3, с.18]. В случае спора, лицо, которое заявляет о нарушении своих авторских прав, должно доказать, что именно он является автором данного произведения, подтвердить, что действительно, в результате его творческой деятельности было создано музыкальное произведение.

Исходя из анализа практики рассмотрения Судом по интеллектуальным правам дел о защите прав на музыкальные произведения, Д.Цветков делает несколько основных выводов. Во-первых, судебная практика помогает добиться баланса интересов правообладателей и пользователей прав, а также интересов общества и государства. Во-вторых, обладатели прав на музыкальные произведения должны подготовить доказательства с учетом всех технических нюансов индустрии для успешной судебной защиты.

В-третьих, необходимо системное исследование верховенства принципов права, особенно принципов справедливости и соразмерности. В-четвертых, в пределах норм права суды осуществляют индивидуальное судебное регулирование защиты авторского права на музыкальные произведения. Судебная практика имеет большое значение для эффективного функционирования современной музыкальной индустрии [8, с.

13]. С данными выводами нельзя не согласиться, так как Суд по интеллектуальным правам является специализированным судом, рассматривающим споры именно по защите объектов интеллектуальной собственности. Кроме того, правообладатели будут уверены, что они находятся под охраной со стороны судебных органов и могут обратиться к ним за защитой своих прав.

Таким образом, правовая охрана авторских прав на музыкальное произведение является приоритетным направлением в законодательстве и в формировании судебной практики Российской Федерации, так как институт интеллектуальной собственности стремительно развивается, появляются новые музыкальные произведения, возникают споры по делам о защите данных результатов интеллектуальной деятельности, которые требуют справедливого разрешения, от которого зависит рост творческого потенциала страны.

Литература:

  • Нагродская В. Б. Модернизация авторских прав на музыкальные произведения в цифровой среде и модели открытого контента / В. Б. Нагродская //Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 12. — С. 66–73.
  • Макаров Д., Макаров Т. Объективная форма музыкального произведения как объекта авторского права / Д.Макаров, Т. Макаров // Авторское право и смежные права. — 2016. — № 11. — С. 24–32.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации: федер закон [от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Российская газета — № 289–2006.
  • Бычков А. Кто платит, тот и музыку проигрывает / А. Бычков // ЭЖ-Юрист. — 2016. — № 36. — С. 13–17.
  • Бычков А. Цена музыки / А. Бычков // ЭЖ-ЮРИСТ. — 2013. — № 19 — С. 18–22.
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Парламентская газета — № 140–141–2002.
  • Смирнов И. Е.О понятии музыкального произведения как объекта авторского права / И. Е. Смирнов // Ленинградский юридический журнал. — 2015. — № 4. — С. 113–120.
  • Цветков Д. Защитить авторское право на музыку / Д. Цветков // ЭЖ-Юрист. 2016. — № 29. — С. 11–13
  • Дело № А10–5640/2014: постановление Суда по интеллектуальным правам от 27 января 2017 года делу. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
  • О некоторых вопросах, возникающих, при рассмотрении споров с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами: постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации [от 18 июля 2014 г. № 51 (в ред. с посл. изм. и доп.)] // Вестник экономического правосудия РФ — № 9–2014.

Как проверить музыку на авторские права

Проверить музыку на авторские права, возможно, через Youtube Если в проекте требуется использовать чужую музыку, то перед началом работы необходимо проверить ее на авторские права. Для этого можно использовать портал Youtube, он не только является лидером по размещению новых произведений, но и строго блюдет авторство, наказывая нарушителей.

Авторы должны быть подлинными. Проверить, в каком состоянии находятся авторские права на ту или иную композицию можно с помощью аудиотеки.

Это полезный сервис, даже если вы не планируете сотрудничать с порталом.
Для проверки нужно выполнить следующие действия:

  • Чтобы проверить композицию по названию или имени исполнителя, выберите раздел «Музыка с рекламой» и введите данные туда.
  • После нажатия «Создать» появляется фонотека с бесплатными звуками и музыкой.
  • Открыть вкладку «Творческая студия» (правый верхний угол).
  • В появившемся перечне нужно выбрать композицию, которую вы собираетесь использовать и в строке с ней нажать галочку. Если музыка уже охраняется авторским правом, появится окошко с сообщением об ошибке и наказанием за использование трека без соответствующего разрешения.

Сегодня это самый простой и удобный способ проверить авторские права. Аудиотека хотя и не содержит всех композиций, но постоянно пополняется.

Музыкальные произведения как объекты авторского права

Н.А.

ПОКИДОВА,аспирант кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России Авторское право предоставляет охрану произведениям науки, литературы и искусства, которые являются результатом творческой деятельности, независимо от их назначения, достоинства и способа выражения.
ПОКИДОВА,аспирант кафедры гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России Авторское право предоставляет охрану произведениям науки, литературы и искусства, которые являются результатом творческой деятельности, независимо от их назначения, достоинства и способа выражения.

Однако несмотря на то, что закон гарантирует правовое признание и защиту произведений, существующих как в материальной, так и в нематериальной форме, последние играют менее заметную роль в авторском праве. Они обычно со временем забываются авторами или переносятся на материальные носители, поэтому авторское право долгое время совершенствовалось в охране произведений, получивших свое материальное выражение[1].

На протяжении длительного периода времени в отечественной юридической науке вопросам правовой охраны музыкальных творений уделялось недостаточно внимания. Как объект авторского права музыкальное произведение подвергалось тщательному изучению лишь в 60-е годы XX века[2].

За прошедшие 40 лет появились новые способы создания и использования музыкальных композиций, изменилось законодательство. В условиях повышения уровня правовой охраны произведений появилась объективная необходимость в теоретическом изучении положений действующего законодательства и постепенно складывающейся судебной практики в области авторского права на музыкальные творения.Согласно ст.

1259 ГК РФ объектом охраны авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.Для дефиниции объекта авторского права ключевым является термин «произведение». Понимание произведения как результата творческой деятельности зародилось много столетий назад, но ни предшествующее, ни современное законодательство не содержат его легального определения, хотя указывают на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной.

Причина в том, что произведение является сложным многоплановым объектом и те или иные определения могут выдвигать на первый план лишь некоторые его характеристики.Еще Г.Ф.

Шершеневич предлагал решение данного вопроса прежде всего с помощью науки посредством глубокого и всестороннего исследования проблемы[3]. Традиция, заложенная цивилистами прошлого столетия, была активно подхвачена современниками. В трудах В.И. Серебровского, В.Я. Ионаса, М.В. Гордона,И.Я. Хейфеца, О.С.

Ионаса, М.В. Гордона,И.Я. Хейфеца, О.С.

Иоффе, И.В. Савельевой и ряда других ученых предпринимались попытки рассмотреть понятие «произведение» и обособить его в качестве объекта авторского права путем придания особых квалифицированных признаков.В.И.

Серебровский, являющийся основоположником науки советского авторского права, отмечал, что

«задача дать определение понятия произведения падает на долю науки гражданского права»

[4].И.Г.

Табашников считал объектом авторского права

«всякое произведение, распространяемое в публике путем письменных знаков или устных слов, воспроизводящих не только его смысл, но и форму, обязанную своим происхождением труду автора»

[5].Учитывая все приведенные мнения, нельзя не согласиться с суждением Э.П. Гаврилова о том, что в качестве объекта авторского права следует считать любое

«произведение как результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме»

[6].Таким образом, произведениями являются «не материальные продукты, а творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью»[7].

Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права.Место музыкальных композиций в системе объектов авторского права трудно переоценить. «Музыка на протяжении последних 100 лет находится в центре многих важных, горячо обсуждавшихся конфликтов по авторскому праву.

В цифровой революции… музыка продолжает играть эту освященную веками роль.»[8]Вездесущность музыкальных творений, не вызывающее сомнений экономическое значение использования — все это повлияло на включение их национальными и международными законодательствами в список охраняемых произведений. По выражению Р. Дюма, музыкальное произведение является самым могучим и самым пленительным способом выражения духовного творчества[9].Действующее законодательство России не содержит понятия «музыкальное произведение». Оно раскрывается лишь в теории авторского права.В отечественной дореволюционной литературе можно встретить следующие высказывания.

Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, объектом права собственности на музыкальное произведение должна признаваться та последовательность или то сочетание звуков, из которых составилось музыкальное произведение[10]. К. Анненков приводит точку зрения о том, что трудно определить оригинальное музыкальное произведение, которое собственно и должно быть только почитаемо за объект собственности вследствие того, что большинство этих композиций на самом деле представляет собой хотя и формальное, т. е. звуковое, но все же заимствование из других.

Объектом этого права должны быть признаваемы такие произведения, в которых выразилась творческая сила их авторов в известной внешней форме[11].Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», а также часть четвертая ГК РФ не дают перечня охраняемых музыкальных творений, ограничиваясь лишь общим указанием на музыкальные произведения с текстом и без текста.Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. в соответствии со ст. 2 (1) предоставляет защиту музыкальным произведениям, сопровождаемым или нет словами[12].

При этом не существует международно принятого определения музыкального произведения, хотя в законодательствах некоторых стран присутствует дефиниция музыкального произведения.Так, согласно канадскому закону музыкальным произведением является любое сочетание мелодии и гармонии либо то и другое в отдельности, если указанные элементы могут быть напечатаны, записаны или воспроизведены в любой другой графической форме[13].

Данное определение было подвергнуто критике как «неоправданно узкое», поскольку оно оставляет без охраны такие элементы музыкального языка, как ритм и тембр. Подобная жесткая конструкция особенно неприемлема для защиты произведений этнических жанров. Согласно традиционному мнению, составляющими элементами музыкального произведения являются мелодия, гармония и ритм.

Среди названных элементов особое место принадлежит мелодии, как выраженной одноголосно музыкальной мысли.

Мелодию можно также обозначить как

«ряд звуков, организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определенную структуру»

[14].Своеобразную структуру музыкального произведения предлагал В.Я.

Ионас. В нее он включил четыре основополагающих элемента: содержание музыкального произведения, образный строй (систему образов), художественную форму, специфические выразительные средства (музыкальную речь)[15].Что касается авторского права на мелодию, то этот вопрос поднимался еще в советской юридической литературе.

Ряд исследователей, справедливо считая мелодию основным элементом музыкального произведения, полагают, что, будучи исполненной, мелодия обретает объективную форму и может быть воспроизведена и присвоена другими лицами. Поэтому они рассматривают мелодию в качестве объекта авторского права, который должен охраняться самостоятельно, безотносительно к охране музыкального произведения в целом[16].В настоящее время А.П. Сергеев полагает, что хотя мелодия и не является самостоятельным объектом авторского права, а выступает в качестве одного из элементов музыкального произведения, она, безусловно, нуждается в правовой охране, так как может воспроизводиться самостоятельно, без заимствования других элементов музыкального произведения[17].Данная точка зрения представляется очень убедительной.

Помимо всего прочего не стоит забывать и о таких реалиях нашего современного мира, как мелодии для сотовых телефонов, или рингтоны. Особенность мелодии для телефонов состоит в том, что она должна, с одной стороны, выполнять функцию звонка, а с другой — позволять узнавать исходную музыкальную композицию.

Для этого произведение с помощью электронных музыкальных инструментов без учета аранжировки и других особенностей оригинала перерабатывается в последовательность звуковых сигналов, напрямую воспроизводя именно мелодию композиции, ее мотив. В 2003 году доходы, полученные от использования рингтонов, составили 10% от общей доли прибыли всей музыкальной индустрии[18]. Репертуар рингтонов во многом напоминает традиционное соотношение жанров на музыкальном рынке, однако имеет ряд особенностей.

Известно, что рингтоны бывают одноголосные, полифонические, короткие, длинные и т.

д. В рингтонах лидером по ассортименту предлагаемых мелодий является популярная музыка, как зарубежная, так и отечественная. Обратим внимание, что в рингтонах ассортимент меняется: если еще год назад простые мелодии составляли большую часть от всех загруженных рингтонов, то теперь лидерами продаж становятся полифония и реалтоны[19].Реалтоны — это оцифрованные фонограммы с записью музыкальных произведений с текстом или фрагменты таких фонограмм[20]. Каждый реалтон содержит три охраняемых объекта авторского права и смежных прав: · объект авторского права — музыкальное произведение с текстом (песню), которое, в свою очередь, состоит из музыки (включая аранжировку) и текста (иногда включая перевод);· объект смежного права — исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах, декламация и т.

д.);· объект смежного права — фонограмму.Права на использование реалтонов необходимо получать у обладателей соответствующих прав:1) на музыкальное произведение с текстом (песню) — у композитора (аранжировщика) и автора текста (переводчика), или у правопреемников (наследников, иных правопреемников, получивших соответствующие права по договору), или у полномочных представителей правообладателей, действующих на основании договора, доверенности;2) на исполнение — у артиста-исполнителя (певца, музыканта, дирижера (например, оркестра), или у его правопреемника (наследника, иного правопреемника, получившего права по договору, например, у производителя фонограммы), или у полномочного представителя правообладателя;3) на фонограмму — у производителя фонограммы (рекорд-компании, продюсера), или у его правопреемника, получившего права по договору, или у полномочного представителя правообладателя.Для использования реалтонов (полностью или фрагментов) следует в первую очередь получать права на оцифровку фонограммы с записью исполнения музыкального произведения (т.

е. право на воспроизведение) и право на воспроизведение реалтонов в форме записи в память ЭВМ.Для включения реалтонов в телевизионную рекламу необходимо получить право на использование композиции, исполнения (или их частей) для создания аудиовизуального произведения (рекламного ролика, видеоклипа). Следует получить также разрешение у производителя фонограммы на воспроизведение и переделку фонограммы для аудиовизуального произведения, а также на распространение экземпляров фонограммы в составе аудиовизуального произведения[21].По мере подключения к сетям сотовой связи новых абонентов интерес к музыкальным звонкам будет только возрастать.

На компакт-дисках стали появляться специальные наклейки с инструкцией по скачиванию любимых мелодий на мобильный телефон.Не менее интересными являются производные музыкальные произведения, предполагающие ту или иную переработку первоначального оригинального варианта. К ним относятся различные аранжировки, обработки, оркестровки, переложения, ремиксы, клубные версии композиций и др.

Такие переделки музыки порождают порой противоположные суждения относительно их достоинства и культурной ценности: одни воспринимают такие композиции как прогрессивное направление в музыке, другие — как застойное явление[22].Пункт 3 ст.

7 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и п. 2 ст. 1259 ГК РФ оставляют перечень возможных переработок музыкального произведения открытым, в то время как, например, в Великобритании Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 года в ст.

21 (3) (b) ограничивает подобные действия лишь аранжировкой и транскрипцией музыкального произведения.

При этом в Великобритании аранжировки считались самостоятельными объектами авторского права еще со времен Закона об авторском праве 1911 года, тогда как советская правовая доктрина пришла к подобному мнению лишь в 60-х годах XX века.Еще одним видом преобразования музыки является семплирование, т. е. заимствование фрагмента, части музыкальной композиции. При этом одно музыкальное произведение включает в себя отрывки из другого, например, проигрыш и припев, но непосредственной обработки не происходит.В любом случае производные музыкальные произведения — это одно из направлений современной музыкальной культуры.

В настоящее время существуют музыкальные коллективы, для которых производство ремиксов известных мелодий — основа «музыкального имиджа». Появляются также и радиостанции, специализирующиеся на передаче в эфир музыкальных произведений в обработанном виде.

В качестве примера можно привести радиостанцию «Динамит FM», которая представляет популярные композиции, как правило, не в оригинальной, а в танцевальной версии[23].Различаясь между собой по способам создания и степени творческого вклада автора, аранжировка, обработка и музыкальное произведение с семплом регулируются едиными правилами их использования. Поскольку все они в большей или меньшей степени содержат элементы формы других композиций, следует учитывать законные интересы автора заимствованного творения.Российский законодатель упоминает о музыкальных произведениях, которые могут как сопровождаться текстом, так и быть без такового.

Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что в России основной акцент делается именно на музыкальной составляющей произведения, т. е. речь идет о роли мелодии, гармонии, ритма и т. д., а не о возможном сопровождающем тексте.Итак, по нашему мнению, ст.

1259 «Объекты авторского права» ГК РФ следует дополнить следующими новыми объектами правовой охраны: рингтоны (мелодии, записанные или уже существующие в памяти средств мобильной связи) и музыкальные произведения с семплом.В отношении объектов авторского права, в том числе и музыкальных произведений, необходимо применять единообразный регистрационный порядок, т. е. следует ввести принцип укрепления исключительного права, принцип публичности, открытости. Объекты авторского права, в частности музыкальные произведения, должны регистрироваться, чтобы можно было доказать право авторства на них и наличие исключительных имущественных прав.

Регистрация может быть осуществлена путем выдачи документа, например, свидетельства, удостоверяющего как личные неимущественные, так и имущественные права. При подаче заявления на регистрацию должна будет уплачиваться пошлина, установленная постановлением Правительства РФ.

На наш взгляд, необходимо принять во внимание, что облигаторная конструкция охраны объектов авторского права (т. е. регистрационная конструкция) предлагалась, а в некоторых странах использовалась уже с середины XIX века и используется по настоящее время.C принятием части четвертой ГК РФ не изменился и по-прежнему заметным остался перевес «музыкальных» прав, в отличие от прав авторов и издателей литературных, художественных, фотографических и иных видов произведений. Так, компенсационное вознаграждение за так называемое домашнее копирование (ст.

1245 ГК РФ) собирается только за использование фонограмм и аудиовизуальных произведений, несмотря на то что в настоящее время все большему копированию подвергаются выраженные в цифровой электронной форме аудиокниги, учебные материалы и другие объекты, содержащие литературные, научные, художественные, фотографические и иные «немузыкальные» произведения.Согласно п. 3 ст. 1263 ГК РФ при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения. Остальные авторы такого права не имеют.Вместе с тем широкое использование результатов творческой деятельности сопровождается негативными последствиями, которые в настоящее время являются острой проблемой в связи с зачастую незаконным характером этого использования.

Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права является воспроизведение контрафактных экземпляров музыкальных произведений и их незаконная реализация.

Все большую угрозу правообладателям представляет размещение музыкальных композиций в телекоммуникационных сетях, в частности, в Интернете и сети сотовой связи.Таким образом, как музыкальные произведения, так и другие объекты авторского права не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов. Библиография1 См.: Юмашев А. Правовые проблемы использования музыкальных произведений с применением цифровых технологий // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.

2006. № 10. С. 20.2 См.: Ионас В.Я.

Критерий творчества в авторском праве и судебной практике.

— М., 1963; Зильберштейн Н.Л.

Авторское право на музыкальные произведения.

— М., 1960.3 См.: Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань, 1891. С. 115.4 Серебровский В.И.

Вопросы советского авторского права. — М., 1956. С. 230.5 Табашников И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность.

— СПб., 1878. С. 53.6 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ об авторском праве и смежных правах.

— М., 1996. С. 83.7 Мартынов Б.С.

Права авторства в СССР // Ученые труды Всесоюз. ин-та юрид. наук. Вып. IX. 1947. С. 135.8 Луцкер А. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ.

— М., 2005. С. 220.9 См.: Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. — М., 1989.

С. 38.10 См.: Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. — Тула, 2001.

С. 333—334.11 См.: Анненков К.

Система русского гражданского права.

— СПб., 1900. С. 645.12 См.: Бюллетень международных договоров. 2003. № 9. С. 3.13 См.: Бентли Л., Шерман Б.

Право интеллектуальной собственности: Авторское право / Пер. с англ. В.Л. Вольфсона. — СПб., 2004.

С. 120.14 Советский энциклопедический словарь.

— М., 1984. С. 785.15 См.: Ионас В.Я.

Указ. соч. С. 36—38.16 См., например: Зильберштейн Н.Л. Указ. соч. С. 19; Ионас В.Я. Указ.

соч. С. 40—41.17 См.: Сергеев А.П.

Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб.

2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.

С. 139—140.18 http://www.cisac.org19 См.: Тихонов А.

Результаты исследования рынка цифровой музыки в России // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2007. № 2. С. 24.20 См.: Тулубьева И.

Права, необходимые контент-провайдеру, на использование и рекламу реалтонов // Приложение к журналу «Интеллектуальная собственность.

Авторское право и смежные права». 2006. № 1. С. 37.21 См.: Тулубьева И. Указ. ст. С. 40.22 См.: Спиряев С.

Авторское право и смежные права в российском шоу-бизнесе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. № 11. С. 63—64.23 См. там же.

Что делать, если платить не хочется

Нет желания расставаться с кровно заработанными? Вот список способов получить «очищенную» музыку к ролику бесплатно без регистрации и смс.

1. Зайдите на фонотеку YouTube — здесь собраны бесплатные композиции и звуковые эффекты, которые можно свободно использовать.

В некоторых случаях потребуется указать автора. . 2. Закажите композицию молодому исполнителю или группе в обмен на pr или попросите уже ранее написанную.

Искать таких авторов проще всего в соцсетях. Разрешение на использование лучше оформить письменно на случай, если через неделю мелодия взлетит на вершины чартов.

3. Создайте самостоятельно. Если вы не наделены композиторским талантом, воспользуйтесь программами Cubase, MAGIX Music Maker 2015, Mixcraft и подобными. 4. Используйте классические произведения. Я уже писала, что после определенного срока музыка переходит в общественное достояние.

Но проверить, закончилось ли действие авторских прав, будет нелишним.

5. Найдите музыкальные произведения с бесплатными публичными лицензиями Creative Commons. При использовании трека нужно обращать внимание, какие условия лицензии CC на него распространяется:

  1. Attribution: используем свободно, указываем автора.
  2. Attribution Non-Commercial No Derivatives: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах оригинальный трек без изменений.
  3. Attribution Non-Commercial Share Alike: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах, также можно брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указан автор и новые произведения лицензируются на тех же условиях.
  4. Attribution Non-Commercial: используем свободно с указанием авторства в некоммерческих целях.
  5. Attribution No Derivatives: используем свободно, указываем автора, изменять мелодию или нарушать целостность произведения запрещено.
  6. Attribution Share Alike: используем свободно, указываем автора, можем изменять музыку.

Сайт с глобальным поиском файлов CC — . 6. Зайдите на ресурсы с бесплатными композициями, «очищенными» от авторских прав.

Перечислю самые популярные:

  1. — русскоязычный сайт, за коммерческое использование музыки придется платить.
  2. — скачиваете бесплатно, ставите ссылку на трек.
  3. — нужно указать сайт как источник композиции. Если хотите поблагодарить создателя, можете перечислить любую сумму в разделе Donate.
  4. — все треки на этом ресурсе с лицензией Creative Commons.
  5. и — на этих сайтах в свободном доступе музыка, которая стала общественным достоянием.
  6. — отличный сайт для любителей композиций Moby, можете бесплатно использовать их в качестве звуковой дорожки видео, но строго в некоммерческих целях.

Теперь вы знаете все о том, как подобрать музыку к видеоролику и не нарушить при этом авторские права. Творите, информируйте, развлекайте, монетизируйте и продвигайте видеоконтент, не вступая в спор с правообладателями!

Что такое смежные права

Смежными правами применительно к музыкальной индустрии называются права на исполнение и фонограммы.Такие права в мировой практике также именуются «родственными», «примыкающими» из-за тесной связи с авторскими правами. Смежные права позволяют довести до широкой общественности авторский материал.

Однако смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав.

Например, для исполнения чужой песни на записи требуется получить согласие от автора исполняемой композиции.

Авторское право и музыка

23 июня 2009 в 12:55 Авторское право в «музыкальной»* индустрии все чаще становится предметом обсуждения, как в Интернете, так и в СМИ (* слово «музыкальной» здесь в кавычках не случайно, от музыки в этой самой индустрии осталось ничтожно мало).

Одни пытаются показать нам многодетных матерей, которых звукозаписывающие компании штрафуют на миллионы долларов.

Другие якобы хотят защитить несчастных, голодных музыкантов, которые, якобы, по вине пользователей p2p- и torrent-сетей, лишаются последнего куска хлеба.

Третьи просто привыкли покупать диски «TOP 200 EUROHIT» за 100 рублей у метро и считают, что вопросы авторского права – это только за океаном, и только для очень богатых людей. Четвертые (и их абсолютное меньшинство) покупают лицензионные CD за 300 – 900 рублей (совершенно неадекватная цена в сравнении с себестоимостью, даже за океаном).

Но они это делают не потому, что боятся правообладателей или инопланетных организаций со странными названиями, типа RIAA, а потому, что знают, что их любимая группа, просидевшая безвылазно в студии 2 недели, получит из этих денег хоть какую-то часть. Возможно, многие со мной сейчас не согласятся. Еще раз уточню, что речь идет пока только о музыке.

Так вот: к авторскому праву в музыке можно относиться по-разному, но это самое авторское право в любом случае должно принадлежать автору.

Иначе автор музыкального произведения уже как бы не совсем автор, или это самое авторское право, которое принадлежит не ему, уже как бы не совсем авторское право. Иначе никак не получается. Иначе нелогично.

А почему так получилось? Абсолютное большинство музыкальных произведений сейчас принадлежат не авторам, которые их придумали, сочинили, исполнили и записали. «Авторские права»* (* опять не случайно в кавычках) на них принадлежат различным звукозаписывающим компаниям, их объединениям, контролирующим организациям, комитетам и медиа-корпорациям.

Почему никто не решается задать самому себе самый простой вопрос из всех возможных? Вопрос, который все сразу ставит на свои места.

Справедливо ли это? Вернемся в прошлое. Например, в шестидесятые годы прошлого века.

Тогда у музыкантов не было решительно никакой возможности записать свои произведения хоть в сколько-нибудь приличном качестве, потому что даже самая простая аппаратура стоила просто космических денег. У них так же не было никакой возможности заявить о себе миру, потому что ни о каких глобальных коммуникациях тогда еще никто ничего не слышал.

Все, что они могли – это петь в go-go-барах, в ресторанах и на дискотеках (я имею в виду те самые шестидесятые, эх было время). В это же время в США практически в каждом доме появился проигрыватель. В это же время появился просто сумасшедший спрос на аудиозаписи.

Лето-хиппи, рок-волна, битломания… мир сходил с ума. Многих из музыкантов, безумно популярных тогда, сейчас уже не помнят даже хорошо разбирающиеся в музыке того времени люди.

Потому что тогда этих групп было очень много. Люди хотели их слушать, и на этом можно было заработать. Появились люди, готовые вложить в этот бизнес деньги.

Они заключали с музыкантами контракты, давали студию, аппаратуру, инструменты, рекламу – все, что было нужно, и за это получали свою долю от продажи пластинок.

Это было вполне справедливо, потому что все, что они делали для музыкантов, действительно требовало огромных материальных и трудовых затрат. Но с тех пор мир изменился. Пропал этот «сумасшедший» спрос, техника шагнула вперед, появилось множество новых каналов коммуникаций.

Теперь любой может устроить у себя дома хоть и бюджетную, но все-таки студию, записать все, что захочет, и выложить куда-нибудь на my space или на last.fm. Потом раздать ссылки друзьям и попросить их написать что-нибудь о себе (об авторе) в блогах и в социальных сетях.

Можно купить немного контекстной рекламы, можно отправить демо-записи на Интернет радиостанции и так далее, и так далее. Потом завести WMZ-кошелек, поставить его номер на самое видное место на своей странице и ждать денег. При условии, что вы делаете хорошую (или хотя бы не очень плохую) музыку, если эффективно использовать все доступные коммуникации, можно запросто окупить свое творчество.

Современным музыкантам звукозаписывающие компании не нужны (это всем наглядно показали radiohead), и уж тем более не нужны обезумевшие от жадности бюрократы вроде RIAA. А вот звукозаписывающим компаниям нужны музыканты, очень нужны. Потому что иначе им нечего будет продавать.

Есть такое выражение как «удельный коэффициент жадности».

Так вот у звукозаписывающих компаний он давно уже зашкаливает.

Из тех денег, что мы платим за музыку, тем, кто ее пишет, достается ничтожно мало.

А вот в карманах «правообладателей» оседает большая часть. Механизмы оплаты при покупках через Интернет уже есть и они достаточно надежны.

Не пора ли авторам и слушателям начинать их использовать активнее. Музыкантов, продающих свои произведения за «добровольные пожертвования» пока не так много, но они есть. Есть тенденция. В будущем нам в любом случае следует ожидать полного краха всей музыкальной индустрии.

Вместо модели «музыкант > звукозаписывающая студия > слушатель» будет более простая, открытая и справедливая модель «музыкант — слушатель».

Это единственно логичное и верное направление развития индустрии. А вот как под это направление сможет подстроиться бизнес?

Вопрос очень сложный. Пока они только суют палки в колеса локомотиву и напрасно тратят свое и чужое время. Надеемся, что ситуация скоро изменится. Теги: Добавить метки Укажите причину минуса, чтобы автор поработал над ошибками Отправить анонимно Пометьте публикацию своими метками Метки лучше разделять запятой.

Например: программирование, алгоритмы Сохранить Ой, у вас баннер убежал!

  1. 8,5k
  2. 38,1k
  3. 19k
  4. 9,8k
  5. Мегапост
  6. 5,5k
  7. 20,3k
  1. 8
  2. 20,7k
  3. +30

Выберите рекомендации для отправки автору: Указан только блог Орфографические ошибки Пунктуационные ошибки Отступы Текст-простыня Короткие предложения Смайлики Много форматирования Картинки Ссылки Оформление кода Рекламный характер Отправить Нарушение Опишите суть нарушения Отправить IT-специалист Поделиться публикацией

  1. 443 112k 137
  2. 34 8,1k 49
  3. 95 9,5k 27
  4. 137 16,2k 42

AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

3.2.1 Определение исполнения как объекта смежных прав

Гражданское законодательство не содержит легального определения исполнения. Как указывалось выше, в ст.1270 определяется, что называть публичным исполнением, однако в данном случае речь идет не о способах использования музыкального произведения, а о конкретном виде смежных прав. Если обращаться к доктринальному определению исполнения, то наиболее точно, на наш взгляд, его отразил В.Я.

Ионас, определив исполнение как

«…синтез живых образов, содержащий решение художественной задачи доведения до зрителей или слушателей разными выразительными средствами чужого произведения литературы и искусства»

[61].

В данном определении мы видим, что исполнение, несмотря на производный характер от авторского права представляет собой результат творческой деятельности.

Вышесказанное также отражено в ст.1313 ГК, которая определяет исполнителя как гражданина, творческим трудом которого создано исполнение[62]. Из данного определения следует, что смежными правами будет охраняться не всякое исполнение, а только то, которое создано творческим путем.

Другими словами, если заинтересованное лицо докажет, что какое-либо исполнение нельзя считать оригинальным, то оно не будет признано охраняемым авторским правом. Несмотря на это, доказать отсутствие оригинальности и творческого характера в исполнении весьма сложно, поскольку каждый человек имеет уникальные вокальные данные, манеры и иные способности. Тем не менее, теоретически исполнение подразумевает под собой творческий вклад исполнителя.

Касательно исполнения как объекта смежных прав, то согласно ГК, оно должно выражаться в форме, допускающей воспроизведение и распространение с помощью технических средств[63].

Н.В. Иванов утверждает, что данная норма исключает из круга объектов не зафиксированные на материальном носителе исполнения, и, следовательно, данное положение вступает в противоречие с Римской конвенцией[64]. Автор считает, что данное положение следует признать недействующим и привести его в соответствие с Конвенцией[65].

Согласно нашей точки зрения, положение действующего ГК не противоречит Римской конвенции.

Если разбирать определение, данное в п.1 ст.

1304 ГК, то мы можем увидеть, что

«исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств»

. Таким образом, исполнение совершенно необязательно должно быть выражено в материальной форме или транслироваться в эфир, а должно лишь допускать такую возможность.