Административно правовой статус негосударственных общественных объединений

Формы и виды общественных объединений


Общественные объединения создаются в одной из следующих организационно-правовых форм (рис. 1):

  1. орган общественной самодеятельности;
  2. общественная организация;
  3. общественное движение;
  4. общественный фонд;
  5. политическая партия.
  6. общественное учреждение;

Замечание 2 Стоит сказать, что на членстве основаны только общественная организация и политическая, все остальные организационно-правовые формы общественных объединений членства не имеют.

Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение. Общественная организация создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Если иное не установлено законом, членами общественной организации являются физические и юридические лица.Общественное движение – это массовое общественное объединение, которое не имеет членства, состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.Общественный фонд является одним из видов некоммерческих объединений, не имеющий членства.

Его цель состоит в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые не запрещены законом, и использовании этого имущества для достижения общественно полезных целей.Общественное учреждение является общественной организацией, которая не имеет членства. Цель общественного учреждения — оказание конкретного вида услуг, которые бы отвечали интересам участников и соответствующим целям этого объединения.Орган общественной самодеятельности является общественным объединением, не имеющим членства и создаваемый с целью совместного решения различных социальных проблем, с которыми сталкиваются граждане по месту жительства, работы или учебы.

Также работа органа общественной самодеятельности направлена на удовлетворение неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.Политическая партия – общественное объединение, которое создается с целью участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества путем формирования и выражения их политической воли, участия в выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Рисунок 1. Организационно-правовые формы общественных объединений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работОсновными видами общественных объединений являются:

  1. общественные объединения по сферам коммерческой деятельности;
  2. творческие, научные, культурные общественные объединения;
  3. физкультурно-спортивные общественные объединения;
  4. объединения социальной защиты;
  5. международные организации.
  6. профсоюзы;

С учетом территорий, на которых действуют общественные объединения, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.Деятельность общероссийского общественного объединения осуществляется на территориях более половины субъектов РФ, располагая там свои структурные подразделения – представительства, отделения и филиалы.Межрегиональное общественное объединение действует на территории менее половины субъектов РФ, имея там свои структурные подразделения.

Деятельность регионального структурного подразделения происходит в пределах территории одного конкретного субъекта Федерации.

Местное общественное объединение действует в пределах территории органа местного самоуправления.

Похожие работы на — Административно-правовой статус общественных объединений

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?

Поможем написать качественную работу Без плагиата!

© 2003 — 2020 «Библиофонд»

42.

Административно-правовой статус общественных объединений

38.законодательные основы административно-правового статуса государстывенных предприятий и учреждений. Предприятие создается его собственником. Учредительным документом является устав или учредительный договор.

Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве ЮЛ.

Для осуществления отдельных видов деятельности предприятию необходимо получение лицензии.

Ликвидация предприятия производится по решению его учредителей либо их органа; по истечении срока, на который оно было создано; по решению суда. Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

А-п статус предприятия определяется не только нормами АП, но и ГП, ТП, ФП. Государственные предприятия являются собственностью государства, поэтому и влияние государства на их деятельность больше, чем на негосударственные предприятия. Государственные органы выступают учредителями государственного предприятия; определяют предмет и цели его деятельности; утверждают устав; управляют госпредприятием; назначают на должность и освобождают от должности их руководителей; в установленных случаях доводят государственные заказы; реорганизуют и ликвидируют государственные предприятия.

Государственные органы выступают учредителями государственного предприятия; определяют предмет и цели его деятельности; утверждают устав; управляют госпредприятием; назначают на должность и освобождают от должности их руководителей; в установленных случаях доводят государственные заказы; реорганизуют и ликвидируют государственные предприятия. Некоторые виды деятельности разрешены только государственным предприятиям (производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ). Государство передает государственным предприятиям свою собственность: на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

При этом государственные предприятия второго типа (казенные предприятия — фабрики, хозяйства), обладают меньшей степенью хозяйственной самостоятельности по Собственник имущества унитарного предприятия: принимает решение о создании унитарного предприятия; определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; определяет порядок составления планов финансово-хозяйственной деятельности; утверждает устав предприятия, вносит изменения; принимает решение о реорганизации или ликвидации; назначает на должность руководителя; утверждает бухгалтерскую отчетность;дает согласие на создание филиалов и открытие представительств.

Собственник имущества казенного предприятия вправе: изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое имущество; доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, действует от имени предприятия, представляет его интересы, совершает сделки от имени унитарного предприятия, утверждает его структуру и штаты, осуществляет прием сотрудников, издает приказы и др. Учреждение —разновидность организации, образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществления управленческих, социально-культурных и административно-политических функций.

К ним относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.

Учреждения, осуществляющие управленческие функции, — аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т.

д. Учереждение не является собственником имущества и оно закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Учредительным документом на создание учреждения являются устав или положение (подлежит регистрации, нужна лицензия). Однако в отличие от предприятий некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. На работу учреждений влияние государства сильнее, чем на деятельность предприятий (медецина, здравоохранение).
На работу учреждений влияние государства сильнее, чем на деятельность предприятий (медецина, здравоохранение).

В учреждениях издаются следующие акты: положения; инструкции; приказы, указания, распоряжения руководителя;решения совета трудового коллектива; договоры (хозяйственные).

Электронная библиотека

/ / 8.4. Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений В целях реализации провозглашенного Конституцией Российской Федерации права граждан на объединение 19 мая 1995 года был принят федеральный закон «Об общественных объединениях».

Его действие распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан. Исключение составляют религиозные и коммерческие организации, а также создаваемые ими некоммерческие союзы (ассоциации).

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Добровольность формирования – это важнейший признак общественного объединения.

При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Отличие государственных органов от общественных объединений заключается в том, что государственные органы действуют от имени и по поручению государства. Издаваемые ими правовые акты обязательны для всех граждан.

Общественные объединения являются негосударственными формированиями, поэтому принимаемые ими нормативные акты обязательны только для членов соответствующих общественных объединений.

Государство по общему правилу не должно вмешиваться в деятельность общественных объединений, а также в их внутриорганизационные отношения. Исключения предусмотрены лишь в связи с необходимостью обеспечения защиты прав и интересов граждан, общественной и государственной безопасности, а также соблюдения законодательства Российской Федерации.
Исключения предусмотрены лишь в связи с необходимостью обеспечения защиты прав и интересов граждан, общественной и государственной безопасности, а также соблюдения законодательства Российской Федерации.

Общественные объединения могут быть: 1) с государственной регистрацией в органах юстиции и приобретением прав юридического лица. В этом случае общественное объединение имеет счет в банке, может от своего имени приобретать или арендовать объекты недвижимости, транспорт, средства связи, организационную технику или, например, типографию; 2) без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В этом случае все это при необходимости осуществляют входящие в состав общественного объединения физические или юридические лица (законом предусмотрена возможность вхождения в состав общественного объединения не только физических, но и юридических лиц).

В соответствии с действующим законодательством общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: 1) общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов объединившихся граждан и достижения уставных целей (политическая партия, общество охотников и рыболовов, профсоюз, Союз журналистов, общество филателистов, Союз казаков России и т.д.); общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные 1) общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (движение казачества, движение «зеленых», движение за права женщин, движение ветеранов афганской войны и т.д.); 2) общественный фонд – не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели; 3) общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения. Некоторые юридические вузы создают общественные юридические консультации, комиссии по правам человека при администрации района, города, области; 4) орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ общества общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций, например: общественные инспекции; добровольные народные дружины; домовые или уличные комитеты и т.д.

Основы административно-правового статуса профсоюзных организаций определяются федеральным законом

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

.

Регламентация их полномочий в сфере трудовых отношений отражена в Трудовом кодексе РФ. Профсоюзы – это добровольные общественные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Профсоюзы – это добровольные общественные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей и им не подотчетны.

Профсоюзы контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране. Они имеют право в установленном законом порядке на организацию и проведение забастовок. Законодательство запрещает проведение массовых протестных выступлений сотрудников милиции, ФСБ, вооруженных сил и некоторых других оперативных служб (скорой помощи, противопожарной службы МЧС и др.).

Забастовки могут быть запрещены в период действия на территории особых правовых режимов чрезвычайного положения, военного положения и в военное время. Нормативные правовые акты, касающиеся социально-трудовой сферы, принимаются с учетом мнения профсоюзов. Учредительные документы профсоюзов подлежат регистрации в обязательном порядке и в случае соответствия законодательству отклонены быть не могут.

Приостановить или прекратить деятельность профсоюзов возможно только в судебном порядке.

Статья 14 Конституции РФ определяет, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства.

Административно-правовой статус религиозных объединений регулируется федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», а также Постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами. Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками, к которым относятся: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. В Российской Федерации установлен специальный порядок создания религиозных объединений.

Религиозное объединение может быть создано при обязательном соблюдении следующих условий: · совершеннолетними гражданами; · в количестве не менее 10 человек; · имеющими устав и другие учредительные документы, зарегистрированные в Министерстве юстиции России или его органах на местах.

С момента регистрации религиозное объединение получает права юридического лица. Устав регистрируется в течение месяца со дня подачи документов.

Отказ в государственной регистрации создаваемого религиозного объединения может быть лишь в следующих основных случаях: 1) если цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России; 2) если организация не может быть признана в качестве религиозной; 3) если устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства.
Отказ в государственной регистрации создаваемого религиозного объединения может быть лишь в следующих основных случаях: 1) если цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России; 2) если организация не может быть признана в качестве религиозной; 3) если устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства. За религиозными объединениями в России признается право собственности на здания, сооружения, предметы культа (иконы, свечи, церковную утварь), денежные средства, а также на предприятия, производящие предметы культа или издающие богослужебную литературу.

Законом закреплено право религиозных объединений на совершение религиозных обрядов и церемоний в молитвенных домах и на принадлежащих им территориях, в местах паломничества, на кладбищах, в квартирах и домах граждан. В других местах религиозные обряды и церемонии осуществляются в соответствии с порядком, установленным для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, т.е.

в уведомительном порядке. Религиозным организациям предоставлено право на благотворительную деятельность, а также право создавать культурные и просветительные организации (в том числе церковно-приходские школы), учреждать органы массовой информации, включая радио и телевидение (ст.

24 федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). Особенностями административно-правового статуса религиозных организаций являются следующие: · 1997 г.

впервые в законодательном порядке регулируется деятельность иностранных миссионеров.

При этом иностранные религиозные организации обязаны получить сертификат. Он выдается только по ходатайству российской религиозной организации соответствующего вероисповедания.

Дополнительно для нетрадиционных вероисповеданий предусмотрен временной ценз – деятельность в России в течение не менее 15 лет; · в федеральном законе «О статусе военнослужащих» (с последующими изменениями и дополнениями) говорится, что создание религиозной организации в воинской части не допускается. В свободное от военной службы время военнослужащие вправе участвовать в богослужениях, иных религиозных ритуалах как частные лица. Это правило действует и в других силовых структурах (МВД, ФСБ, МЧС).

Религиозные объединения могут быть ликвидированы по решению их учредителей или суда.

Список оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения в судебном порядке составлен с учетом печального опыта последних лет.

В частности, такими основаниями являются: 1) действия, представляющие угрозу для общественной безопасности; 2) действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя России; 3) принуждение к разрушению семьи; 4) посягательства на личность, права и свободы граждан: нанесение ущерба их нравственности и здоровью, воспрепятствование получению обязательного образования, склонение к самоубийству или отказу от получения медицинской помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения; 5) побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом обязанностей. Надзор за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединений осуществляют органы прокуратуры. Контроль за соблюдением уставов религиозных объединений (относительно целей и порядка деятельности) осуществляет зарегистрировавший религиозное объединение орган Министерства юстиции России.

Министерство внутренних дел РФ обеспечивает общественный порядок и безопасность при проведении мероприятий религиозного характера, при социальных конфликтах на религиозной основе.

Законодательство об оперативно-розыскной деятельности запрещает привлекать священнослужителя к конфиденциальному сотрудничеству. По действующему законодательству наряду с адвокатами и ближайшими родственниками священнослужители не несут уголовной ответственности за недонесение о фактах преступной деятельности, доверенной ему в рамках исповеди. В СССР подобного исключения законодательство не предусматривало.

Федеральная служба безопасности России юридически надзора за деятельностью религиозного объединения не осуществляет. В то же время Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР фактически осуществлял функции «духовной полиции».

Административно-правовой статус общественных объединений (организаций)

Стр 5 из 23ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г.

№ 82-ФЗ; ФЗ

«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

от 12.01.96 г.

№ 10-ФЗ; ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ.

Статья 30 КРФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. ОО создаются в нескольких формах: — общественная организация; — общественное движение; — общественный фонд; — общественное учреждение; — орган общественной самодеятельности. КРФ запрещает создание и деятельность ОО, цели или действия, которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В случае нарушения КРФ, конституций и уставов субъектов РФ, законодательства, совершения действий, противоречащих уставным целям и не устранения этих нарушений после представления прокурора или после двух письменных предупреждений органа, регистрирующего ОО, деятельность ОО приостанавливается судом на срок до 6 месяцев.

Если нарушения не будут устранены и в этот период, то ОО может быть приостановлено или ликвидировано. Статус ОО — вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность ОО, равно как и вмешательство ОО в деятельность ОГВ и ОМСУ не допускается.

Государство: обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений; оказывает поддержку их деятельности; законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ (целевое финансирование отдельных общественно-полезных программ, заключение любых видов договоров).

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц (граждане РФ и иностранных государств и лица без гражданства, 18 лет). В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения.

С момента принятия на съезде (конференции) или общем собрании решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов ОО считается созданным. Правоспособность ОО как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в соответствии с ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004). Решение о государственной регистрации ОО принимается федеральным органом ИВ, уполномоченным в области гос.

регистрации ОО или его территориальным органом. Для государственной регистрации ОО в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы: · заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа ОО, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов; · устав ОО в 3 экземплярах; · выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании ОО, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа; · сведения об учредителях; · документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа ОО, по которому осуществляется связь с ОО; · протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального ОО; Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о гос. регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения уполномоченный регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации ОО. В государственной регистрации ОО может быть отказано если: · устав ОО противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ · представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов или в них содержится недостоверная информация; Отказ может быть обжалован в суд.

Ликвидация ОО осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда Надзор за соблюдением законов ОО – прокуратура РФ. Орган, принимающий решения о гос. регистрации ОО, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

Надзор и контроль за выполнением ОО существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля. В случае нарушения ОО Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган, либо Генеральный прокурор РФ вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность ОО приостанавливается на срок до шести месяцев.

Решение о приостановлении, ликвидации, запрете деятельности ОО может быть обжаловано в суд. Деятельность ОО может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». В случае приостановления деятельности ОО приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хоз.

деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности ОО оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, ОО возобновляет свою деятельность.

Основания ликвидации ОО или запрета его деятельности: · нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; · неоднократные или грубые нарушения ОО Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ или иных НПА либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения по указанным в данной статье основаниям вносится Генеральным прокурором РФ Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Религиозные объединения (РО) имеют сходную конструкцию административно-правового статуса.

РО – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Создание РО в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах МСУ, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность РО, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные объединения могут создаваться в форме: 1. религиозных групп – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без гос. регистрации и приобретения правоспособности юр.

лица. 2. религиозных организаций (РО) – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО). Учредителями местной РО могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами МСУ, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной РО того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

РО действует на основании устава, который должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

РО подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О гос. регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004).

РО может быть отказано в государственной регистрации, если: · ее цели и деятельность противоречат законодательству РФ; · создаваемая организация не признана в качестве религиозной; · устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны; · в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием; · учредитель (учредители) неправомочен.

Иностранная РО – организация, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства; ей может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории РФ; представительство иностранной РО не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения. Религиозные организации могут быть ликвидированы: · по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации; · по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего ФЗ и иных ФЗ и осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям); Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: · нарушение общественной безопасности и общественного порядка; · действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; · принуждение к разрушению семьи; · посягательство на личность, права и свободы граждан; · нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; РО действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Содействие государством религиозным организациям: материальная и иная помощь в реставрации памятников истории и культуры; объявление религиозных праздников нерабочими днями (по просьбе религиозной организации) Надзор за исполнением законодательства РФ осуществляют органы прокуратуры РФ.

Статья 13 Конституции РФ: 1. В РФ признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения (ОО) равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность ОО, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни 5 

42Основы административно-правового статуса общественных объединений.

оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Надзор за соблюдением законов общественными объедине­ниями осуществляет Прокуратура РФ.

Орган, регистрирующий общественные объединения, контро­лирует соответствие их деятельности уставным целям. Финансовые органы контролируют источники доходов обще­ственных объединений, размеры получаемых ими средств и упла­ту налогов.

Надзор и контроль за выполнением общественными объедине­ниями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля. Ни один гос. орган не может приостанавливать деятельность общественных объединений, это может сделать только суд. Деятель­ность общественных объедине­ний может быть приостановлена по решению суда в случае нару­шения Конституции РФ, конституций, уставов субъектов РФ, за­конодательства РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими федеральными за­конами.

Юридическая ответственность объединений наступает как за деяния, наносящие ущерб интересам государства, так и за решения и действия, ущемляющие права и свободы граждан. Она может быть как гражданско-правовой, так и публично-правовой. Объединение несет гражданско-правовую ответственность, если его должностные лица, действуя в рамках устава и полномочий, совершают гражданские правонарушения (например невыполнение обязательств по сделке).

Публично-правовая ответственность наступает независимо от того, зарегистрировано объединение или нет. Она имеет две основные формы: а) приостановление деятельности объединения; б) его ликвидация и запрет деятельности. Общественное объединение может быть ликвидировано по ре­шению суда в установленных законодательством случаях.

Ликвидация общественного объединения по ре­шению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта гос.

регистрации. Стр 29 из 104 Соседние файлы в папке

  1. 29.03.2016401.41 Кб
  2. 29.03.20161.19 Mб
  3. 29.03.201690.62 Кб
  4. 29.03.2016673.79 Кб
  5. 29.03.2016235.01 Кб
  6. 29.03.20162.57 Mб
  7. 29.03.2016342.53 Кб
  8. 29.03.2016592.9 Кб
  9. 29.03.2016395.78 Кб
  10. 29.03.20161.02 Mб
  11. 29.03.2016571.39 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Понятие, виды и административно-правовой статус общественного объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. Основные черты общественных объединений:

  1. 2) образуются как физическими, так и юридическими лицами;
  2. 1) являются видом некоммерческой организации, так как не преследуют цели извлечения прибыли;
  3. 5) действуют от своего имени.
  4. 4) не наделены государственно-властными полномочиями, но могут их получить от государственных органов и органов местного самоуправления;
  5. 3) формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению преследуются по закону;

В зависимости от организационно-правовой формы общественные объединения делятся: на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, союзы (ассоциации) общественных объединений.

По условиям членства общественные объединения бывают с фиксированным (документальным) членством — члены общественных объединений (организаций) имеют членские документы с порядковым номером; с недокументальным (свободным) членством — члены общественного объединения не имеют документального подтверждения своей принадлежности к общественному объединению. В зависимости от территории деятельности существуют объединения: общероссийские, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории более половины субъектов РФ, имеют там свои структурные подразделения; межрегиональные — объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории менее половины субъектов РФ, имеют там свои структурные подразделения; региональные — объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории одного субъекта РФ; местные — объединения, которые осуществляют уставную деятельность в пределах муниципального образования.

В зависимости от структуры общественные объединения разделяют на централизованные, в которых органы управления строятся на основе подчинения нижестоящих структурных подразделений вышестоящим, и нецентрализованные — не имеющие специальных органов управления, строящие свою деятельность на основе координации деятельности.

В зависимости от способа легализации есть объединения, получившие государственную регистрацию, т.

е. прошедшие регистрацию в учреждениях юстиции и получившие права юридического лица, и не имеющие государственной регистрации, т. е. не прошедшие регистрацию в учреждениях юстиции и не получившие прав юридического лица.

В зависимости от сферы деятельности существуют политические, экономические, экологические, культурные и др. общественные объединения. По социальному значению объединения могут быть прогрессивными, консервативными или реакционными. Административно-правовой статус общественных объединений Права общественных объединений:

  1. 2) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных ФЗ «Об общественных объединениях» и другими законами;
  2. 3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
  3. 9) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).
  4. 5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  5. 8) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах;
  6. 6) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  7. 1) свободно распространять информацию о своей деятельности;
  8. 4) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  9. 7) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

Осуществление указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральными законами или международными договорами РФ.

Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений. Обязанности общественных объединений:

  1. 3) ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственной реестр юридических лиц;
  2. 7) информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ;
  3. 6) оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ;
  4. 8) информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лип и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
  5. 2) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
  6. 1) соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;
  7. 5) допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
  8. 4) представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

Последствия несоблюдения установленных обязанностей общественным объединением:

  1. 2) неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;
  2. 1) неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;
  3. 3) непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абз.